Анализ стихотворения Батюшкова К другу

Каждый поэт в какой-то степени реагирует на действительность, он обладает собственной системой философских взглядов или просто неким набором принципов, мировоззрением. Так или иначе, отношение к внешнему и внутреннему миру формируют особенности творчества. Здесь довольно любопытно проследить творческий путь Константина Николаевича Батюшкова в целом и на примере стихотворения К другу.

После войны с французами в 1812 году взгляды поэта существенным образом поменялись, он более не мог рассматривать мир как некую идиллию и воспевать различные радости, отгородившись от остальной части действительности. Горы трупов на полях сражений, опустошенность земли и разжившееся страдание побудили выбрать немного иной поэтический путь, выбор обуславливался поиском нового жанра.

Стихотворение К другу написано в 1815 году и является частью сборника Опыты в стихах и прозе, который появился в 1817. Рассматриваемая элегия представляет собой набор философской проблематики, в рамках которой автор старается отыскать ответ на некоторые вечные темы. В частности, он задает ряд вопросов, которые могут казаться риторическими.

Скажи, мудрец младой, что прочно на земли?
Где постоянно жизни счастье?

Безусловно, в каком-то смысле они таковыми и являются. Однако, в действительности набор подобных вопросов без преувеличения представляет потребность поиска сути, обретением которой в той или иной степени интенсивности всегда занято человечество. Людям свойственно искать смысл своего существования, обретать понимание, чем является счастье, к примеру.

Элегия К другу во многом написана под воздействием взглядов Жуковского, есть даже аллюзии к его стихам. Помимо этого Батюшков использует элементы религиозного мировоззрения и мистического понимания действительности. По сути, вполне логичный вариант, так как по большей части люди, которые пытаются понять ответы на самые существенные и сакральные темы, обретают свой поиск именно в векторе религиозного мировосприятия.

Конечно, помимо этого возникают мотивы бренности этого мира, непрочности и зыбкости всех опор, которые могут казаться вечными, всей внешней данности, которая в действительности – не более чем иллюзия и временная конструкция, так или иначе, склонная к распаду. Батюшков описывает непрочность разных радостей, дома, красоты женщины. Итогом и ответом становится восприятие мира через призму религии, через отказ от простого бренного существования и вариант, который позволяет субъекту преобразиться «возлетая духом в мир лучший».

Анализ стихотворения К другу по плану

К другу

К другу

Возможно вам будет интересно