Анализ поэмы Блока Двенадцать (12)

История создания

Поэма «Двенадцать» обдумывалась А.А.Блоком всего три недели. Само произведение автор написал за несколько дней, несмотря на то что долгое время поэт переживал творческий кризис. Создается поэма в 1918 году. Отовсюду слышны звуки революции. А.А.Блок как поэт-символист не может не обращать на них внимания. В своей записной книжке от 8 января того же года он напишет: «Весь день -- “Двенадцать”. <…> Внутри дрожит». Эти слова описывают духовное состояние поэта, понимающего тяжесть ситуации, происходящей в стране. Закончив написание поэмы, А.А.Блок признает гениальность своего произведения: «Сегодня закончил “12”. Сегодня я -- гений».

Жанр

Авторское определение жанра -- поэма. Несомненно, с мнением автора поспорить трудно, ведь в произведении ярко прослеживается лиро-эпическое начало и имеется сюжет.

Сюжет

В поэме показан революционный Петроград. В первых главах автор описывает заснеженный пейзаж города. Уже в начале произведения наблюдается политический подтекст. Старушка обращает внимание на плакат с надписью: «Вся власть Учредительному Собранию». Её беспокоит равнодушие властей к бедному населению, ведь вместо того, чтобы пустить лоскут на портянки детям, они пишут на них революционные лозунги. Далее автор останавливает внимание на двенадцати бойцах, идущих по ночному городу. По дороге они обсуждают приятеля Ваньку, который сошелся с Катькой. В третье главе представлена песня, исполняемая героями. Потом навстречу отряду двенадцати несутся Катька с Ванькой, в которых стреляют вооруженные люди. Девушке простреливают голову. Убийца Петруха сожалеет о смерти Катьки, его бывшей любовницы. В девятой главе автор использует образ паршивого пса, стоящего за буржуем и символизирующего старый мир, вытесняемый революцией. Вдруг во тьме двенадцать человек замечают чью-то фигуру, но не могут понять, кто это.

Тема

Тематика произведения революционная. Автор показывает борьбу отряда двенадцати со старым миропорядком, рассуждает о судьбе России. Для того, чтобы целостно раскрыть тему А.А.Блок использует многочисленные символы.

Герои произведения

Двенадцать человек -- главные герои поэмы. Именно такое число и говорящие имена автор использует намеренно. Это двенадцать апостолов, за которыми стоит развязка сложившейся в стране революционной ситуации. А.А.Блок давно размышлял над тем, что необходимо разрушить порядки, установившиеся в России. Им на смену должны прийти другие, более гуманные. Такой разрушительной силой, способной покончить со «страшным миром», автор в произведении делает отряд из двенадцати. В конце поэмы возникает образ Иисуса Христа: «В белом венчике из роз —/ Впереди — Исус Христос». Он необходим для того, чтобы показать, что, только прочувствовав самое дно, окунувшись в полную темноту, Россия сможет воскреснуть и увидеть свет.

Композиция

Поэма состоит из двенадцати глав, так автор подчеркивает значимость этого числа, его символичность. Композиция произведения кольцевая: всё начинается с пейзажа города и заканчивается им, причем автор противопоставляет начальное темное и мрачное описание города светлому и многообещающему окончанию. Важную роль в поэме играет её ритмичность и музыкальность, автор передает не только события, но и звуки революции. Для этого А.А.Блок также использует особый колорит. Основными цветами поэмы являются черный, белый и красный. Черный -- тьма, в которую погружена страна. Красный -- цвет революции. Белый -- свет, надежда на воскрешение.

Вариант 2

Поэма Блока является реакцией на революцию 1917 года. Содержание весьма однозначное, поэт рассказывает о том кем вершится революция, о том откуда и куда ведет. Собственно вся канва повествования подводит читателя к известным строчкам кульминации, когда позади 12 шелудивый пес прежнего мира, а впереди Христос как символ мира нового, чистого.

Ницше описывал человека как канат от животного к сверхчеловеку, растянутый над пропастью. У Блока мы видим похожую конструкцию, эти 12 и являются тем самым канатом, который висит над пропастью, над бездной. Подтверждение этому факту мы снова видим у Ницше: «В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель».

Герои поэмы, которые олицетворяют собой весь революционный народ, голытьбу и прочий низкий люд, являются этим переходом, они как таковые не заслуживают сочувствия, Блок подчеркивает наступившее безбожие, отсутствие моральных устоев. Тем не менее, именно они символически по числу апостолов являются предтечами новой эры, новой веры, новой правды. На руинах прежней Руси создается нечто иное, другое, настоящее.

Поэт представляет типичных фигур из прежней Руси: старушка, которая сетует о плакате, «невеселый товарищ поп», «барыня в каракуле», «писатель, вития». Также характерна фигура буржуя, который пару раз упоминается как типичный представитель своего времени и шелудивого пса, который прячется за буржуем как старый мир. Они представляют собой типажи, которые утратили подлинность, изжили себя.

Теперь на свободу вырвалась народная революционная стихия. Они «идут без имени святого» и «ко всему готовы». Этот факт подчеркивается в поэме описанием зверств совершаемых двенадцатью и Петькой в частности.

Они не понимают, кто идет перед ними, и могут только выстрелить вперед, окликать, но в ответ получают только смех, который метелью носится по всей поэме. Этот смех суровый, смех стихии, которая является значительно большим чем сами 12. Подтверждается сам факт роли людей в процессе революции, которые представляют собой не более чем канат над пропастью, только переход и не более того.

Блок противопоставляет противоположности с самого начала. Вечер у него черный, как дела героев поэмы, но снег белый, в том числе и снег всеохватывающей метели. Этот белый снег и есть символ новой истины, которая больше всего прежнего и представляет собой цель всего действа.

Рассуждение для 11 класса

Революционные события в России 1917г. вдохновили поэта Блока на создание этой  знаменитой поэмы.  Всё происходящее на тот момент в стране вызывало бурю противоречивых эмоций у людей: от эйфории на грани безумия от грядущих перемен до жутчайшей паники и страха неизвестности. Именно поэтому произведение производит такое сильное, но неоднозначное впечатление на читателя.

По жанру « Двенадцать» - это революционная поэма. Стихотворная форма позволяет подбирать максимально автору максимально точные, емкие и при этом лаконичные метафоры для описания происходящего. По-настоящему осмыслить и оценить поэму можно только спустя время.

Сюжет поэмы в одной фразе – победный революционный марш двенадцати. Но кто они такие и куда идут? Это вопрос из разряда философских. Формально речь идет о двенадцати революционерах, следующих в холодную зимнюю ночь по Петрограду. Читатель смотрит на все происходящее их глазами. На их пути встречаются жители города, среди них и  набожная старушка, и писатель, и представитель враждебного народу класса – буржуй, и обычный бродяга, идущий, куда глаза глядят. Всех их объединяет одно – революция, неизбежные перемены в жизни государства.

Главная проблема произведения – это будущее страны. Каким оно будет? Что станет с людьми, так легко отрекшимися от своего прошлого? Пока неизвестно, и поэтому двенадцать продолжают свое шествие через ветер, снег, пургу, огни ночного города с винтовками наперевес.

Весь этот хаос дополняет сюжет про Ваньку и Катьку. Создается эффект рассказа в рассказе. Хладнокровное убийство гулящей девки из-за мгновенного порыва – это тоже реалии революционных лет, когда  человеческая жизнь не стоит и ломаного гроша, а вместо чувств людьми управляют  звериные инстинкты. Конечно убийца Катьки Петька начинает катятся перед товарищами в содеянном, но те его ободряют словами о том, что «не такое нынче время», чтобы испытывать угрызения совести. Происшествие не способно остановить отряд двенадцати. Они следуют дальше.

Продолжает эту тему следующий эпизод.  Лиходеи наводнили город и в темных подворотнях караулят богатых буржуев, чтобы расправится с ними, а заодно и завладеть дорогими шубами, кошельками, ювелирными украшениями. Автор показывает, как стираются грани между добром и злом, правильным и неправильным.

В последних главах поэмы двенадцать уже бредут, не разбирая дороги, вьюга им застит глаза, превращаясь в сплошную белую пелену. Собрав последние силы, один из них отгоняет пса, который, вероятно, по замыслу Блока символизирует старый уклад жизни. Теперь в стране  будет все по-новому.

Самыми неожиданными в поэме становятся финальные строки, в которых говорится, что впереди этой колонны идет спаситель Иисус Христос.

Поэма состоит из 12 глав, что тоже не случайно.  Александр Блок – это, в первую очередь, поэт-символист, для которого любая деталь  имеет смысл в  концепции создания произведения.

Анализ 4

Сегодня можно смело утверждать, что поэма Блока «Двенадцать» - это и ода революционным переменам 1917 года, и реквием по ним же: запирайте етажи, нынче будут грабежи. 

Можно даже предположить, что в одном произведении Блок и благословляет революцию, и проклинает её. Так о чём же она? 

Сам поэт, слушая «музыку» революции, вначале был потрясён, даже поглощён ею, но впоследствии, разочаровавшись её итогами, эмигрировал за границу. Но от своего творения не отрёкся. Ведь изначально революция 17 года представляла собой не столько политическую игру, сколько радостную стихию наступающих перемен. Многие передовые люди того периода были одушевлены мыслью, что новая Россия, уничтожив мир рабов и господ, будет способствовать установлению на всей земле «царствия Божия».   

Поэтому и звон разбивающихся стёкол, и потрескивание уличных костров, и смерть Катьки, и бегство её дружка, воспринимаются нами единственно возможными исходами происходящих событий. 

Поэма состоит из двенадцати глав. В первой поэт погружает читателя в мир проклятий и упрёков, слышащихся в адрес новой власти. Но отряд красноармейцев, тоже, кстати, состоящий из двенадцати человек, запугивает всех на своём пути. Это отряд, который уполномочен без суда и следствия расстрелять любого, кто нарушит законы комендантского часа в военном Петрограде. 

Но завязка произведения заключена во второй главе. Именно здесь прорисовываются «живые» лица, которые, получив власть, могут отомстить своим обидчикам. Но за что? 

И далее читатель узнаёт о горькой судьбе практически всех участников отряда, и оправдывает их. Поэт не направляет читателя. Тот сам приходит к выводу о справедливости мщения. 

Кульминация произведения - шестая глава: встреча отряда с Катькой и Ванькой. Решение принимается мгновенно: огонь на поражение. 

Последующие главы – своеобразная развязка. Это и сомнения бывшего ухажёра Катьки, и его выбор в пользу служения идеям революции. 

Но чем же закачивается поэма? 

Несмотря на ветер, красноармейцы идут вперёд. И ведёт их Иисус Христос. 

Смысл концовки неоднозначен. С одной стороны, мы готовы признать, что старый мир без насилия изменить невозможно. И чтобы изменить мир к лучшему, «новые апостолы» готовы взвалить на свои плечи всю тяжесть ответственности за содеянное. 

С другой, образ Иисуса Христа в поэме. Это попытка автора хоть как-то освятить ошибки революции, её итоги. Попытка защитить её саму от самой себя. И это вера в светлое будущее, без которой всё стало бы просто бессмысленным. 

К тому же, стоит отметить, что Христос и до сих пор воспринимается всеми, как мученик, взваливший на плечи свои грехи человечества, которое никак не может прийти к мысли о справедливости не только смерти, но и жизни.

11 класс

Анализ стихотворения Анализ поэмы Блока Двенадцать по плану

Анализ поэмы Блока Двенадцать

Анализ поэмы Блока Двенадцать

Возможно вам будет интересно