Анализ стихотворения Каменщик Брюсова

Произведение является общественно-политическим стихотворением поэта, в котором в качестве основной идеи представляется необходимость проведения радикальных изменений в обществе. 

Сюжетная линия стихотворения основывается на диалогах между выполняющими свою тяжелую работу каменщиками и прохожим, являющимся представителем богатого сословия, который бередит душу простых работяг навязчивыми вопросами.

В качестве стихотворного размера в произведении выбирается трехсложный дактиль, в котором ударение ставится на первой стопе, имеющей смысловую нагрузку, поскольку данный размер позволяет наиболее ярко выразить разговорную речь.

Композиционная структура стихов состоит из четырех строф с использованием перекрестной рифмовки. Отличительной особенностью произведения является применение в повествовании простой лексики с включением в нее просторечных слов, а также использование лексических повторов, создающих реальный образ человеческого разговора и усиливающих впечатление навязчивости собеседника. Кроме того, используемые слова, имеющие в своем составе шипящие согласные, позволяют ассоциировать повествование с работой каменщиков в виде звуков плещущего цементного раствора, его соприкосновение с кирпичами, скольжения рабочего инструмента.

Средства художественной выразительности в стихотворении представлены в незначительном объеме и, в основном, обозначаются многочисленными глаголами, выражающими безысходность и обреченность человеческой жизни. 

В образах каменщиков, описанных в стихотворении, поэт использует собирательный взгляд на простой русский народ, понимающий собственную угнетенность, но покорно и добровольно принимает кабальное положение.

В качестве символа бесправного общества, разделенного на несправедливые сословия, поэт изображает образ тюрьмы, которую возводят герои стихотворения, прекрасно осознающие, что строят ее для своих близких и родных, но не пытающихся что-либо изменить в этом положении.

В образе прохожего описывается человек, стремящийся посредством своих вопросов натолкнуть каменщиков на путь истинный, требующий необходимость радикальных перемен в обществе, однако рабочих не интересует их собственное положение в стране, а заботят лишь насущные, бытовые проблемы.

Тем самым, стихотворение передает авторскую идею о проведении революционных перемен в стране, остро назревших в тот период времени.

Анализ 2

Безусловно, поэт представляет собой своеобразное зеркало, которое отражает движения в обществе, а в начале 20 века, когда Брюсовым было написано стихотворение каменщик, движения были революционными. Точнее, предреволюционными, но многим были понятны текущие тенденции и творческая элита зачастую носила в себе именно идеи перемен. Брюсов относился именно к таким людям, он верил в прогресс и революционные преобразования, поэтому старался сопереживать простому народу и фактурно представлять нелепость общественного устройства.

В тексте Каменщика мы видим довольно прямое, если не сказать примитивное обвинение привилегированных сословий и обличение общественного уклада. Кому рыдать в новой тюрьме, спрашивает лирический герой, кто там окажется? «..не ты и не твой брат, богатый» - отвечает ему каменщик.

Далее мы видим ответ: «может быть, сын мой, такой же рабочий» и сетование на тяжелую долю рабочих людей. Конечно, такая претензия обществу вполне понятна и Брюсов указывает на несправедливость порядка, когда угнетенным слоям общества в какой-то степени навязывается страдание.

Тем не менее, если автор предлагает в своем стихотворении определенную позицию, то попробуем разобраться именно в смысловом содержании, которое предлагает Брюсов.

Каменщик – представитель рабочего класса, строит тюрьму. Как оказывается, строит фактически для себя самого, ведь богатым незачем воровать и такое право он оставляет за представителями рабочего класса. Причем, по сути, каменщик называет и собственную работу и потребность воровать принуждением, хотя не совсем понятно для чего нужно воровать если работаешь и работать, если воруешь, разве только, от привычки и следования заведенному укладу.

Возможно, Брюсов предлагает не просто социальную полемику, но рассуждение о более глубоких смыслах мироустройства. Ведь не зря лирический герой тут вынесен как бы за скобки, он вне системы (люди которые сами для себя строят очередную тюрьму), у которой вопрошает и на которую смотрит. Заключительные строчки в этом смысле невероятно точны: «Эй, берегись! под лесами не балуй…Знаем всё сами, молчи!»

Конечно, тут поэт говорит не о конкретной работе, но указывает на потребность поразмыслить над собственной деятельностью, быть немного рассудительнее и осторожнее. Как известно из истории предостережения поэта были весьма актуальными.

Анализ стихотворения Каменщик по плану

Каменщик

Каменщик

Возможно вам будет интересно

  • Анализ поэмы Блока Двенадцать (12)

    Поэма Блока является реакцией на революцию 1917 года. Содержание весьма однозначное, поэт рассказывает о том кем вершится революция, о том откуда и куда ведет

  • Анализ стихотворения Высоцкий Я не люблю

    В стихотворении Я не люблю В. Высоцкий рассказывает о своих принципах. Он высказывает смело свою позицию, даже если она не соответствует общепринятой. Поэт делает это с помощью личного Я

  • Анализ стихотворения Звезды Есенина

    Стихотворение Звезды поэт написал в 16 лет, совсем молодым, когда учился в церковно-приходской школе. Тем не менее, такая банальная тема могла казаться чрезмерной простой для его времени

  • Анализ стихотворений Бродского

    Анализ произведений Бродского

  • Анализ стихотворения Зеркало Бунина

    Реальность и вымысел являются собой вещами, которые пересекаются, грань между ними является достаточно размытой. Зеркало является образом вызова судьбе, оно является мистическим элементом