Анализ стихотворения В горах Бунина
Произведение представляется поэтом как сонет, основной тематикой которого является авторское размышление о роли поэзии в искусстве и ее связи с окружающей природой.
Содержание произведения является непрозрачным и усложнённым, требующим участия читателей стихотворения в выполнении разгадки изложенного в нем подтекста, заключенного в единстве мировых душ и вечности жизни.
Композиционная структура стихотворения, выраженная в описании природной картины и лирических эмоций героя, выстраивается из двух катренов в виде четверостиший и зачинающей строчки, означающей афоризм, представляющих в обобщенной форме семистрочие. В качестве художественных приемов в произведении используются многочисленные олицетворения, метафоры и сравнения.
Изображение пустого горного пастушеского пейзажа, пахнущего дымом, передает символические образы, связанные с библейским сюжетом, заставляя лирического героя испытывать противоречивое чувство странной тревоги и в то же время радостных, тоскливых ощущений, размышляя над истинным значением поэтического слова.
С точки зрения поэта, выраженной в стихотворении, основу и суть поэзии составляет наследство в виде человеческой души, а также мыслей и чувств, преданных предками и сохраненных в памяти в форме переживаний и волнений, которые проявляются в творчестве и поэтическом даре.
Ощущение древней мудрости, вечности временных периодов и воспоминаний о душах предков, позволяет испытывать настоящие человеческие чувства, облекая идеи стихов в основу мироздания. На примере переживаний лирического героя о пастушеском существовании поэт раскрывает причины его непонятного тоскливого настроения и непреодолимого желания остаться в этом гористом месте, кроющиеся в его далеком прошлом. Герой, как настоящий поэт, обладает обостренными и мучительными ощущениями родовых связей, способных на применение богатого опыта предыдущих поколений в настоящей действительности.
В содержании использованной в стихотворении афористической фразы заключается парадоксальность, выражающая непререкаемую невозможность передачи словами поэтических переживаний.
Название произведения также несет символическое значение, обозначая вершину, по которой существует возможность приблизить творческого героя к понятию вечности, а также осознанию божественного начала и высшего знания.
Вариант 2
Данное произведение можно отнести к философской лирике. Автор, описывая увиденный им случайно пейзаж, погружается в размышления.
Овечий загон и место остановки пастухов рождают в душе лирического героя мысли о поэзии, сущность которой, как он считает, невозможно выразить словами. Увиденное вызвало у него ассоциации в виде образов, которые могут означать очень многое. Сам пейзаж, связанный с пастухами, явно должен был напомнить человеку, жившему во времена, когда православная религия имела государственный характер, и преподавалось в школе, прежде всего, события и героев Библии. Ряд персонажей Ветхого Завета пасли овец. Они жили в простых условиях патриархального быта, где сын наследовал род занятий отца. Следовательно, вполне естественно, что образы Авраама, его сына Исаака и внука Иакова вызвали у лирического героя мысли преемственности поколений и о том, что роднит его с людьми, которые уже ушли в мир иной. На это же указывает тот факт, что овечий загон изображен покинутым пастухами и их стадами. Он олицетворяет следы чужой жизни.
Кроме того, в стихотворении описываются не только последствия людской деятельности и сооружения, построенные руками человека. Автор подчеркивает, что это дикое место. Пейзаж, наводящий на размышления, является и олицетворением природы, как таковой.
Связь мыслей о наследовании и преемственности с раздумьями о сущности поэзии показывает, что у Бунина были свои оригинальные представления о ее предназначении. Для автора поэзия – это не просто способ выражения своих мыслей. Она служит не для развлечения или же просто передачи своих мыслей и взглядов до окружающих. Бунину представляется, что поэзия – это способ прикоснуться к глубинам своей души.
Именно поэтому герой испытывает противоречивые чувства, проезжая мимо потухшего пастушеского костра. Это одновременно и тревога и радость, охватившие его сердце. Прикосновение к самим основам бытия, к сущности человека, одновременно, и манит поэта и внушает ему опасение.
Поэзия для Бунина – это попытка понять себя и мироздание. Через нее автор стихотворения чувствует связь с природой и людьми, жившими до него на этой земле.
Анализ стихотворения В горах по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Да можно любить ненавидя Брюсова
Основной темой произведения, являющегося одной из составных частей третьего сборника стихов поэта, является авторские рассуждения об истинной любви, не отпускающей человека на протяжении его жизненного пути.
- Анализ поэмы Блока Двенадцать (12)
Поэма Блока является реакцией на революцию 1917 года. Содержание весьма однозначное, поэт рассказывает о том кем вершится революция, о том откуда и куда ведет
- Анализ стихотворения Некрасова Поэт и гражданин
Некрасов признавал только самым лучшим поэтом – Пушкина. Но эти мысли были больше у Некрасова в молодом возрасте, но когда он подрос, стал взрослее
- Анализ стихотворения Некрасова Школьник 4, 6 класс
Порядочный и добрый рассказчик, который собственно и ведет рассказ произведения зовет мальчика к себе в попутчики, и обещает ему успешное будущее, которого он сможет добиться.
- Анализ стихотворения На розвальнях, уложенных соломой Мандельштама
Произведение представляет собой пример соединения в один образ реального события в жизни автора и исторических ассоциаций, которое они у него вызвали. В результате получилась яркая картина, приоткрывающая внутренний мир поэта.