Анализ стихотворения На птичку Державина 7 класс

Как известно, иногда всего в нескольких словах есть возможность выразить глубокую мудрость и поэту доступно такое умение. Он владеет словом, в которое может облекать различные смыслы.

Если говорить о стихотворении На птичку, то основным мотивом его является свобода. На самом деле могут быть и немного другие трактовки, но именно свобода является основной темой стихотворения и об этом говорит свое название. Ведь птица всегда была символом свободы, так как не подчиняется силам притяжения, может парить в безбрежном небесном пространстве, в отличие от людей, которые вынуждены ходить в ограниченных условиях.

Итак, Державин всего в четырех строчках говорит о способности проявлять себя и потребности в свободе. Конечно, поэт затрагивает тему творчества, которая наиболее близка ему. Тут может быть довольно простая трактовка, которая позволяет поразмыслить об отношениях поэта и власти, публики.

Если поэт способен вольно выражать собственные чувства и мысли, то и пение его становится искренним, чистым и красивым. С другой стороны, когда его «сжимают в руках» (не имеет значения, кто этим занимается: цензура, ожидания поклонников или нечто другое) то голос исчезает и исчезает чистота и искренность, остается только искаженность. Подобная ситуация представляет собой вечную тему, которая практически никогда не меняется и огромное количество творческих людей могли испытывать и на собственном опыте такие проблемы.

Державин рисует довольно мрачную ситуацию, которая подчеркивается финальным: «пой птичка, пой». Такое требование/пожелание, которое исходит как бы от «слушателей», является довольно циничным и отвратительным. Поэт тут подчеркивает невероятную глупость и довольно примитивный потребительский характер публики.

Ведь человек, который действительно более-менее понимает этот мир, никогда не станет такую «птичку» «сдавливать» в своих руках. Он ясно осознает взаимосвязь творчества и свободы, он понимает, творчество не представляется возможным удерживать в каких-то рамках и создавать искусственно. Творческий процесс не заставить и не выпросить, именно поэтому он обладает такой высокой ценностью.

Вариант 2

Произведение представляет собой грустное размышление поэта над собственной судьбой. Державин написал его после того, как добился успеха, обратив на себя внимание императрицы Екатерины Второй.

Под птичкой поэт, несомненно, понимал самого себя. Его хвалебное стихотворение, которым он сумело понравиться царице, вследствие чего получить от нее дорогие подарки и повышение по службе, дало ему право назвать себя певчей птицей, услаждающей слух.

Придворная среда оказалась золотой клеткой, в которой необходимо слагать стихи на заказ. Императрица неоднократно давала это понять. Об этом свидетельствует последняя строчка этого короткого стихотворения, в которой звучит требование, обращенное к птичке, петь еще.

Кроме того, Державин не был придворным льстецом, готовым на все ради карьеры, его литературные дарования несомненны. Однако успех его оды «Фелица» имел и оборотную сторону. Ряд придворных, особенно тех, кто пытался пробить себе дорогу наверх, стихами, подобно Державину, стали испытывать к поэту неприязнь, рожденную завистью. Не складывались отношения у поэта и с его непосредственным начальником. Разумеется, удачливый конкурент испытал на себе воздействие интриг и обычного недоброжелательства. При дворе в то время находиться было не только выгодно и почетно, но и опасно. Разумеется, поэт опасался негативных последствий для себя, которые бы последовали после любого выпада против императрицы и придворных, поэтому он никак не именовал тех, кто оказывал на него давление.

Поэт понимал, что отвести от себя угрозы недоброжелателей он может, только лишь исполняя волю своей повелительницы. Однако писать хорошие стихи просто на заказ не мог. Достаточно вспомнить, что ода, принесшая ему успех при дворе, родилась тоже не сразу. Теперь Державин также искал красивые образы и метафоры, но вдохновение покинуло его.

Безусловно, угроза потерять все достигнутое рождала у автора стихотворения нервозность. Он выразил это в сравнении своего положения с неволей, которую чувствует птица, попавшая в руки человека.

Поэт понимал, что выбрал себе трудный путь, пытаясь служить и искусству и делать карьеру. Однако он не видел другого выхода, не собирался отказываться от места придворного секретаря, что рождало в его душе пессимизм. В сложившейся ситуации Державин мог лишь испытывать сожаления о своей судьбе, о том, что достигнутая им цель оказалась с большой примесью горечи.

Анализ стихотворения На птичку по плану

На птичку

На птичку

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Одиночество Бунина 11 класс

    Произведение Одиночество было написано в самом начале XX века. Главной темой стихотворения стал конец любовных отношений и полное затворничество героя.

  • Анализ стихотворения Июль Пастернака 7 класс

    С возрастом, поэт изменил мировоззрение к своей творческой работе и отрекся от использования средств авангардистских движений, но иногда все же мог соотнести предметы и явления, к живым, воодушевляя их

  • Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся

    Владимир Маяковский известный советский и российский поэт 20 столетия. Направлением его яркого творчества был футуризм, который захватывал в это время много юных поэтов.

  • Анализ стихотворения Восход солнца Есенина

    Стихотворение «Восход солнца» - представляет любование автором одним из необыкновенно красивых явлений природы. Несмотря на юный возраст, он в точности воспроизводит процесс наступления рассвета

  • Анализ стихотворения Никитина Поле

    Ощущения русского человека во многом связаны с ощущениями простора и свободы, внешней и внутренней. Не даром, такой образ как именно русское поле четко закрепился в культуре. Во многом внутреннее пространство