Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу...

Поэт, в своих работах, не любил поднимать философские темы, утверждая, что жизнь и смерть – это не главное, что должно быть в литературе. Но, все-таки и он прибегнул однажды к этому вопросу, создав достаточно тонкое и неземное стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», где размышляет о своем творчестве, о своей жизни, чувствуя, что не долго ему осталось жить на этом свете.

Стихотворение было написано, когда поэту было всего двадцать шесть лет. Кажется, зачем в таком возрасте задумываться о жизни, о ее смысле, когда все только начинается, когда в тебе столько жизненной энергий, когда ты полон сил и действий. Но поэт не из числа всех, он развивался духовно куда быстрее своих сверстников. И уже к своим годам познал многое. Успел побывать и алкоголиком, и хулиганом, но это все не помешало стать великим поэтом, гражданином России. И в момент написания, его мысли, слог, выражали поистине зрелого старца, повидавшего многое на своем жизненном пути и который смело, может подводить итоги своей долгой и не простой жизни.

Произведение начинается о том, где автор утверждает, что ему не о чем желать и тут же противоречит, поскольку его стихотворение пронизано печалью и пониманием того, что у него нет больше шанса что-то изменить, что-то исправить. Есенин никого не обвиняет, это просто факт, факт случившегося, и что это нельзя исправить «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Понять можно по-разному, но скорее всего, автор имел в виду, поздно что-либо менять. Да, он молод, его жизнь только начинается, но он уже узнал вкус победы и разочарований. И пройдя через многие испытания, стал проще смотреть на этот мир.

Оценивая свою жизнь, автор находится в некой растерянности, в подавленности, у него создается ощущение, что находится в каком-то забвении, он спит, это происходит не с ним «проскакал на розовом коне». Благодаря ощущениям прошлого, вынуждает заново пересмотреть свою жизнь, доказывая, что ушли младые годы, а так же легкость, некая беззаботность, когда мог жить, как понимал, не быть никому обязанным, чего-то должным.

Поэта не отягощают обстоятельства и предвзятость окружения. Он хорошо понимает, «все мы в этом мире тленны». Он благодарит Бога за то, что было дано жить на этом мире, видеть небо, солнце, всю природу, благодарит за все, что было в этой жизни у него.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу...» Сергея Есенина

«Не жалею, не зову, не плачу» советский поэт Сергей Есенин в жанре элегии написал в 1921 году, находясь под впечатлением, как отмечает С.А. Толстой, прочитанного им впервые лирического отступления «Мертвых душ».

Одновременно, просматривается реминисценция пушкинской «Осени», -  «Пышное природы увяданье». Впрочем, осень, являясь очень уж яркой аллегорией заката и старости, довольно символично взята Есениным не зависимо от творчества Пушкина, и являет собой некое единение человеческого и природного.

Стихотворение построено антитезно: все, что было таким свежим и юным, и – прошло, противопоставлено «холодному» и безынтересному настоящему, а молодость и весна – осени и начальному этапу зрелости.

Во всем «Не жалею, не зову» сквозит тоска и обреченность поэта, говорящего устами лирического героя. Тоска об уходящей молодости и быстром ходе времени, которое он внезапно начал ощущать.

Впрочем, сквозь обреченность и тоску все равно ощущается некоторое смирение и спокойствие, грусть светла и не смешана с ожесточением от утрат, по которым герой тоскует: «Не жалею, не зову, не плачу».

Настоящее поэт словно сухо констатирует, перечисляя то, что так было ценно и чем жил еще совсем недавно:

отзывчивое на все новое и прекрасное, сердце, потому что оно «тронуто холодком»;

юношеская непосредственность и легкость («Не заманит шляться босиком»).

Образ розового коня взят Есениным как символ несбыточных юношеских мечт, граничащих с самообманом.

В «проскакал» усматривается драматическая аналогия с быстротечностью времени и мимолетности счастья.

Предпоследние строки стихотворения становится апогеем повествования, полного сожаления и примирения с неизбежным: «Все мы в этом мире тленны…».

Точкой ставится благословление поэта неразрывности жизни и смерти, а точнее, благословление всему, что проходит свой жизненный путь как некое сподвижничество уже в силу того, что путь оканчивается непременной смертью.

Анализ стихотворения Не жалею, не зову, не плачу... по плану

Не жалею, не зову, не плачу...

Не жалею, не зову, не плачу...

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Зима Есенина

    Подобно тому, как начинающий художник пробует себя сначала в простых сюжетах и темах, так начинающему художнику слова, то есть поэту, как правило, подобает начинать с наиболее универсальной и понятной тематики.

  • Анализ стихотворения Пушкина Няне 5 класс

    Стихотворение «Няня» А.С.Пушкин написал в 1826 году. Посвятил он это произведение своей любимой собеседнице, другу, няне Арине Родионовне, которая с самого детства знала и воспитывала поэта. Няня стала прототипом многих произведений писателя

  • Анализ стихотворений Барто

    Анализ произведений Барто

  • Анализ стихотворения Буря Некрасова

    Стихотворение под названием «Буря», написанное Некрасовым, полностью раскрывает автора, как человека достаточно романтичного и целеустремленного. Складывается впечатление

  • Анализ стихотворения Державина Признание 7, 9 класс

    Данное стихотворение написано в форме признания. В нём только одна строфа, но состоит она из тридцати двух строк.