Анализ стихотворения Цветы Есенина

Свое произведение Цветы, которое относится к жанру поэмы, Есенин в письмах современникам называл если не лучшим, то одним из лучших. Он считал его творением философским, таким для чтения которого требуется определенное отношение, для которого нужно приобрести определенные кондиции и только потом приступать к чтению. В частности Сергей Александрович прежде чем читать Цветы советовал немного выпить и поразмыслить об огромных просторах этого мира и положении человека в нем.

Суть поэмы состоящей из 12 частей, довольно легко описать простыми словами, но при этом нельзя сказать, что поэма была действительно проста. Содержательно в произведении заключено по большей части сравнение существования цветов с человеческим существованием. Цветы подобно людям появляются, расцветают и исчезают.

Образ человеческого существования рассматривается как незначительный узор, который появляется и исчезает на фоне природы, которая в свою очередь является вечным простором, не исчезающим и вечно пребывающим, включающим в себя обилие живых существ. Автор не испытывает печали и страданий касательно описываемого положения дел, наоборот он видит собственное предназначение в том чтобы «земную славить гладь».

Помимо сугубо философских рассуждений в поэме также присутствуют и элементы социальной лирики, которые по большей части рассматривают события революции. Есенин старается дать оценку прошедшим событиям и стает на сторону коммунистов, описывая единение людей, когда «красный цвет был всех бойчей». При этом он сострадает утратам и павшим воинам, которых погубили палачи – сторонники прежней власти.

Итогом являются снова философские размышления, которые как бы завершают предлагаемый слепок потока сознания, переходящего от общего к частностям. Тут снова звучат мотивы гибели и конечности человеческого существования и они снова не приносят печали или разочарования. Ведь «все на свете повторимо», то есть не имеет смысла сетовать об утрате, даже когда речь идет о собственной гибели и лучший выход в подобной ситуации отдать милой собственную голову как золотую розу, то есть принести себя самого в дар другому.

Анализ 2

Общение с цветами – такова обща тема стихотворения Есенина Цветы. Хотя оно является довольно известным из всего массива лирики позднего периода, на самом деле в нем наблюдается какая-то непоследовательность и даже полная разрозненность, которая создает ощущение диссонанса между разными частями.

Более всего удивительно выглядит начало второй половины стихотворения, где автор каким-то странным образом перескакивает с простого сравнения людей с цветами в исторические дебри и начинает сочувствовать революционерам и погибшим в период революции 1917 года. Как известно, Есенин вообще не особенно сочувствовал революционерам и новой власти, а единственным публично афишируемым политическим взглядом, который он декларировал не без доли иронии и насмешки, являлся антисемитизм, на фоне общей аполитичности. Поэтому, когда в стихотворении по своей сути философском вдруг возникает такое сравнение, оно выглядит немного странным.

Конечно, иногда бывает трудно понять особенности потоков сознания творческих людей. Возможно на фоне какого-то внутреннего упадка, который чувствуется и в Цветах, где автор пишет про собственную бедовую душу, также в нем появлялась и надежда. Возможно он увидел в новом времени действительно какую-то возможность и перспективу для страны, в которой в итоге сталь, срубающую розы, в итоге переплавят в корабли?

Конечно, такое является более-менее вероятным, но все-таки выглядит странным. Будто припиской, немного пошлой и непонятной, призывом сменить мечи на орала.

В остальном стихотворение представляет собой как будто кусочки из большой мозаики, которые просто кто-то сгреб и положил рядом, хотя они могут быть совершенно из разных кусков одного крупного рисунка на тему цветов. Лейтмотивом в разных кусках звучит история о цветах, которые растут на земле и которые не похожи на такие которые растут на кустах или деревьях. Эти цветы Есенин сравнивает с людьми и дает еще ряд интересных метафор, но все-таки по большей части куски остаются разрозненными и бессвязными.

Стоит предположить, эти строки были для Сергея Александровича довольно личными. Также как во многих своих поздних произведениях он подводит своеобразные итоги, оглядывается на прожитые года и пытается как-то резюмировать прежние времена. Повторяющийся в поздней лирике мотив гибели звучит и здесь, он отмечен философским безразличием.

Цветы мне говорят прощай.

Анализ стихотворения Цветы по плану

Цветы

Цветы

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся

    Владимир Маяковский известный советский и российский поэт 20 столетия. Направлением его яркого творчества был футуризм, который захватывал в это время много юных поэтов.

  • Анализ стихотворения Грусть Бальмонта

    Поэт Бальмонт вошел в мир литературы уже довольно успешным и сформированным поэтом. Официальным появлением на арене литературы случилось в 1890 году, Бальмонт выпустил маленький сборник своих произведений, причем ему было всего 23 года.

  • Анализ стихотворения Пускай мечтатели осмеяны давно Некрасова

    Основная часть любовной лирики Некрасова приходится на период середины его творчества и, конечно, жемчужиной среди всей этой лирики остается так называемый панаевский цикл, который представляет собой рассказ об амурных отношениях с Авдотьей Панаевой

  • Анализ стихотворения Если ты любишь, как я, бесконечно Фета

    Афанасий Фет вынужден хранить тайну своего сердца до самой смерти, он постоянно корит себя за то, что вынужденно отверг любовь девушки, которая на самом деле могла подарить ему счастье и благополучие.

  • Анализ стихотворения О, как безумно за окном Блока

    Одно из самых чувственных и прекрасных стихотворений Александра Блока. Не многие знают, что ранняя лирика поэта касалась пейзажей, природы, чувств. Такие работы Блока показывают его совершенно с другой стороны