Анализ стихотворения Кричат перепела, трещат коростели Фета

Произведение относится к зрелому творчеству поэта и является в соответствии с жанровой направленностью пейзажной лирикой.

Основной тематикой стихотворения становятся авторские философские раздумья о вопросе бесспорного конца человеческого земного существования. Повествование в стихотворении ведется от имени лирического героя, передающего пессимистическое авторское настроение.

Структурная композиция произведения представляет собой двадцать восемь стихотворных строк, выстроенных в семи четверостишиях (катренах).

В качестве стихотворного размера в произведении применяется форма четностопного ямба в сочетании с перекрестной рифмовкой в основном повествовательном содержании, а также смежной рифмовкой, используемой в первом четверостишии. При этом используется двусложная стопа, делающая ударение на втором слоге.

Первый катрен стихотворения «Кричат перепела, трещат коростели…» начинается с природной зарисовки, основными персонажами которой выступают птичьи образы, соединенные поэтом посредством акустических доминантов в виде криков, порывистых трелей, треска.

Кульминацией ночного пейзажа становится описание яркого костра, передающего ощущение тревоги, усиливающееся при сравнении ельника с пьяной толпой. При этом изображение ленивого и скупого освещенного дня демонстрирует подавленное настроение лирического героя и подчеркивает мотив безнадежной, бесперспективной человеческой жизни.

Во втором четверостишии стихотворения изображаются впечатления лирического героя, вызванные наблюдениями за замершей в преддверии наступления осеннего периода природой. Сюжетная линия повествования указывает на печальные изменения в сознании героя, неспособного довольствоваться созерцанием прекрасного осеннего пейзажа, который его не бодрит и не вдохновляет.

Третья строфа стихотворного произведения содержит указание на подведение жизненных итогов, подчеркнутых художественными средствами выразительности в форме метафорических конструкций («горькая отрава»), выражающих безрезультатные муки и грядущее одиночество лирического героя.

Однако вторая часть стихотворения «Кричат перепела, трещат коростели…» возвращается к более оптимистическим нотам в виде обращения автора к молодым людям, способным в силу их возраста наполнить свою жизнь наслаждением, верой, любовью, в которых возрождается поэтическая душа лирического героя.

Смысловая нагрузка заключается в финале стихов в виде торжества оптимистической интонации, поскольку конец земного человеческого срока представляется автору в виде весеннего, светлого сновидения.

Кричат перепела, трещат коростели - анализ 2

Одним из основных и наиболее доминирующих мотивов фетовской лирики середины 19 века становится пессимизм, который, хотя и в целом был свойственен поэту, проявлялся до этого в творчестве не так ярко и не так явно. С означенного периода пессимизм начинает нередко превалировать и изливаться на читателя через различные образы и символы. Фет видит смыслом и сутью существования страдание, причиной этому являются и личные обстоятельства и определенное развитие философских взглядов, да и, нужно полагать, подлинная ситуация в этом мире, который для всех людей проявляется не только радостью, но и, нужно объективно признать, страданием в том числе.

Пейзажная лирика приобретает элементы мрачности и тревожности. В частности, в стихотворении «Кричат перепела, трещат коростели…» мы наблюдаем яркий костер, который в этом пейзаже является явной доминантой. При этом наличие костра в пространстве тьмы создает ощущение волнительности.

Лирический герой явно в этом стихотворении не видит позитивных перспектив. Об этом свидетельствуют такие эпитеты как «лениво и скупо» освещенный день или ельник как сборище «пьяных гигантов». Субъект речи думает только о разрешении страданий и для того чтобы избавиться от страдания существует только переход «на лоно вечности», который, как мы понимаем, является ни чем иным как гибелью этого самого субъекта.

На фоне раздумий о бренности и конечности бытия мы видим описание пейзажа с превалирующей динамикой живых существ. По большей части Фет делает акцент на птицах, а также есть упоминание ночных бабочек, которые используются как своеобразный визуальные ориентир. При этом довольно интересным наряду с использованием визуальных образов, является использование множества звуковых акцентов, которые вполне логично связаны с птицами – основными действующими героями этого повествования.

В частности птицы являются источниками треска и крика. Они издают «порывистые трели». Из этих звуков и отзвуков выполняется переход к внутренним переживаниям лирического героя – вполне характерный прием для подобной лирики.

В заключительной части повествования раздумья нарастают и лирический герой вспоминает молодость. Этим и завершается стихотворение. К слову, завершение, несмотря на общий немного фаталистический посыл, является вполне позитивным и назидательным в положительном смысле.

Анализ стихотворения Кричат перепела, трещат коростели по плану

Кричат перепела, трещат коростели

Кричат перепела, трещат коростели

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Я выросла Барто

    Произведение является составной частью лирического творчества поэтессы, посвященного детям. Композиционная структура стихотворения отличается простотой и ясностью и состоит из пяти четверостиший

  • Анализ стихотворения Бог Державина

    Произведение Державина «Бог» - это ода, хвалебная песнь. В ней он воспевает величие Творца, рисуя непостижимость его образа для простого смертного. Но, следуя за восхваляющими строками

  • Анализ стихотворения Вельможа Державина

    За все время Державин написал огромное количество разных произведений. Он мог писать замечательные и проникновенные стихотворения, в которых прославляются наши солдаты.

  • Анализ стихотворения Есенина Низкий дом с голубыми ставнями

    Это стихотворение предает трепетное отношение поэта к малой Родине. Символом ее становится тот самый дом, к которому с первых строк и обращается Есенин. Дом явно без второго богатого этажа, а еще, возможно, уже тогда врос от старости в землю

  • Анализ стихотворения Вечером Ахматовой

    О чувствах женщин, как молодых, так и старых, не принято было говорить вслух. А если такого рода вещи и случались – это считалось всеми очень вульгарно и не красиво. Анна Ахматова рассказала о том, что вообще может чувствовать женщина