Анализ стихотворения На качелях Фета

Стихотворение «На качелях» написано Афанасием Фетом в 1890 году. На тот момент писателю уже исполнилось 70 лет. Это произведение одно из нежных, лиричных творений поэта. Посвящено оно Марии Кузьминичне Лазич, с которой их связывали теплые чувства с 1848 по 1850 гг. Фет не мог сделать девушке предложение по финансовым причинам, хотя очень ее любил. Она трагически погибла от ран, полученных во время пожара, а поэт очень тяжело переживал ее смерть. Поэтому, будучи уже в преклонных годах он только и может, что вернуться мысленно в то время и прочувствовать беспечность и умиротворение. Именно они наполняли его душу, когда она пела от любви и счастья. На первых порах у стихотворения не было названия. Заголовок ему придумал товарищ поэта Яков Полонский.

Произведение состоит из 3 строф с перекрестной рифмовкой. Первая строфа указывает на событие, на обстоятельства, вторая – описывает раскачивание на качелях и чувства возлюбленных, третья – условное истолкование игры. Практически всем лирическим стихотворениям Афанасия Фета характерны одинаковые черты, и стихотворение «На качелях» не стало исключением. В нем также приоткрыта дверь в прошлое, из которого ясно, что раскачивание на качелях происходит не первый раз, таких эпизодов было, как минимум, два. События происходят в ночном полусвете, что указывает на лирическое свидание двух влюбленных сердец.

Тема полета, которой пронизано стихотворение, рисует в воображении читателя картину счастья и освобождения, но на самом деле это рискованное, и даже, возможно, роковое стремление. Память о далеком прошлом превращается в воображаемое явление действительности, в абсолютно точное воспроизведение пережитого. Поэтическое воображение превозмогает временной разрыв, и ирреальная встреча с бывшей возлюбленной преображается в реальную.

Текст произведения – это контрастное переплетение. Парадокс «полусвета ночного» - оборот, который объединяет значения света и тьмы. Слово «бросаем» в стихотворении обозначает процесс перемещения вверх, а в прямом смысле «бросать» предполагает покинутость и одиночество.

Эпитеты в стихотворении расставлены вразрез с правилами и нормами русского языка – определения идут после определяемых слов. Благодаря этому приему автора они обретают дополнительную значимость.

Наиболее эмоциональные, задушевные и пронизывающие строки о любви были написаны Афанасием Афанасьевичем не в период острой влюбленности, а когда большая часть жизни уже прожита. Проходили десятилетия, воспоминания не меркли, а наоборот – приобретали более яркий оттенок.

Анализ №2

Афанасий Афанасьевич Фет - известный русский поэт, лирик, переводчик и автор мемуаров. в его произведениях всегда четко прослеживаются три линии - любовь, природа и искусство. Из классических жанров встречаются такие как баллады, думы, элегии. Фет любил реальную жизнь, что и отражалось в его творчестве. В тоже время поэт тяготеет и к движениям души и грёзам. По причине своей яркой и чувственной памяти Афанасий Афанасьевич Фет писал свои самые страстные произведения не в молодости или в отношениях с возлюбленной, а будучи уже в преклонном возрасте. Причем складывается впечатление, что от этого лирика поэта как будто выигрывала и становилась только ярче и насыщеннее, эмоционально богаче.

Стихотворение Фета «На качелях» написано им в 1890 году, когда ему было 70 лет. В переписке со своим товарищем и писателем Яковом Петровичем Полонским Фет делится впечатлениями и рассказывает, что в молодости ему представился случай качаться с девушкой на качелях, платье которой «трещало от ветра». Скорей всего речь идёт о горячо любимой Афанасием Афанасиевичем Марии Лазич. позже он посвятит ей своё произведение "Талисман", поговаривают, что и последние свои стихи он писал тоже о ней. Они были знакомы с 1848 года, но из за материального состояния Фет не имел возможности жениться на ней. Роман закончился трагически – в 1850 году девушка погибла при пожаре.

Для Фета это было большим потрясением. И в своем стихотворении «На качелях» он как будто бы пытается вернуться в прошлое и переписать его и  хоть еще чуть-чуть побыть с любимой. Название стихотворению помог побрать тот самый Полонский, по его мнению, такое заглавие помогает читателю сразу оказаться в романтической атмосфере.

Основная идея стихотворения – это движение, полет, свобода, опасный порыв, который может привести к погибели. Любовь в произведении выглядит игрой, которая может плачевно закончиться, но от этого становится только притягательнее. Фет, несомненно, внес значительный вклад в русскую литературу, он как никто другой умел передавать свои чувства и эмоции читателю, писал о важном, не перегружая строки мыслью. Несмотря на то, что Фет любил путешествовать, много работал в своих губерниях и сумел сколотить неплохое состояние, творчество было главным делом жизни Афанасия Афанасьевича, в которое он вложил всего себя и душу.

Анализ стихотворения На качелях по плану

На качелях

На качелях

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Италия Фета

    В жизни человека всегда присутствуют определённые мечты и желания, которые являются стимулом к развитию и движению вперёд. Стремясь к осуществлению того или иного желания, человек уже имеет представление о результате

  • Анализ стихотворения Зима Апухтина

    Произведение является одним из стихотворений поэта, написанных в жанре философско-психологической лирики. Ключевая тематика стихотворения представляет собой авторские размышления о смысле человеческой жизни, ее скоротечности и необратимости

  • Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться

    Николай Заболоцкий известен нам как философ и гуманист, нередко рассуждавший о том, что есть добро и зло, в чем сила человека и что такое настоящая красота. Многие из его текстов звучат как ненавязчивое дружеское наставление или поэтическое размышление

  • Анализ стихотворения Пушкина Разговор книгопродавца с поэтом

    Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано как предисловие к этой в будущем знаменитой поэме. Вообще, Пушкин не считал, что свое творчество можно продавать

  • Анализ стихотворения Юность Есенина

    Стихотворение Юность относится к ранним есенинским произведениям и как подобает всякому молодому юноше, Есенин активно влюблялся в собственных сверстниц. В частности есть даже довольно точные сведения