Анализ стихотворения Фета Напрасно!..

Стихотворение относится по жанровой направленности к любовной лирике поэта, а в качестве основной тематики рассматривается любовное чувство к женщине.

Композиционная структура стихотворения состоит из пяти строф, каждая из которых имеет смысловую нагрузку и передает изменения в душевном состоянии лирического героя, ведущего повествование от своего имени.

В качестве стихотворного размера поэт использует трехсложный анапест в сочетании с перекрестной рифмовкой и абсолютной рифмой, состоящей из выражений одинакового звукового состава. При этом стихотворение отличается чередованием рифм с окончаниями слов, что придает произведению оттенок прекрасной грусти. Также в произведении применяется литературный прием синтаксического параллелизма, выражающийся в передаче драматических нот любовного переживания, усиливающихся посредством закольцованной формы, при которой строфы начинаются и заканчиваются одними и теми же словами.

Среди средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют многосложные эпитеты и разнообразные метафоры, создающие художественную образность чувства страдания, боли, преследующих лирического героя, а также подчеркивающие противоречивость эмоционального состояния лирического героя. Кроме того, в стихотворном содержании поэт использует антитезу, сравнения, восклицательные предложения и синтаксические антонимы, иллюстрирующие глубину, искренность и чистоту поэтических чувств.  

Особая роль в стихотворении «Напрасно» отводится фонетике, поскольку использование приема аллитерации с обилием свистящих и шипящих звуков ярко иллюстрируют детали душевных страданий лирического героя, передавая шум сердца и щемящие терзания. 

Образ лирического героя в стихотворении олицетворяет в себе автобиографические моменты их жизни поэта, поскольку в его судьбе присутствует неразделенная любовь к женщине, с которой невозможно обрести истинное счастье. На всем протяжении стихотворного повествования лирический герой стремится решить возникшую жизненную задачу, при этом он осознает обреченность собственных попыток.

Авторский замысел стихотворения заключается в раскрытии проблемы человеческого выбора, порой являющегося тяжелым, мучительным и невозможно сложным, приводящего к вынужденной лжи, неизбежным страданиям, сожалениям, вынужденной разлуке, душевной боли из-за невозможности осуществления несбыточной мечты.

Стихотворение передает авторскую поэтическую манеру, выраженную глубиной его драматической судьбы, трагической натуры, сложной духовной жизнью и эмоциональным мировоззрением.

Анализ 2

Когда Афанасию Фету исполняется 14 лет, его лишают дворянского звания, а вместе с ним и всего наследства, поэтому он лишается всех мечтаний о научной карьере и был вынужден уйти на военную службу, чтобы обеспечивать себя. Таким образом, он надеялся рано или поздно вернуть свои права и стать весьма состоятельным человеком, а пока он вынужден сводить концы с концами.

Внутри него живет навязчивая идея, которая потом будет стоить ему личного счастья и благополучия, он отказывается от своей мечты и любви Марии Лазич, которая была достаточно благородной девушкой, но не имела состояния. Он честно признается ей о том, что он не может быть с ней по финансовым причинам. Но при этом чувства живут в его сердце до последнего, он до самой смерти помнит о единственной и неповторимой девушке.

Именно перед разлукой появляется стихотворение под названием «Напрасно», автор наслаждается последними днями в компании любимой, они проводят фактически целые дни вместе, они знают, что скоро им придется расстаться, несмотря на те чувства, которые фактически пылают в его душе.

Он пишет стихотворение в 1847 году, автор старается дать в нем оценку своим решениям и переоценить ситуацию. В его душе бурлят разные чувства, которые приводят к раздражению.

Автор сам подчеркивает свое состояние, он вынужден лгать окружающим о своем внутреннем состоянии, он улыбается, а душа его страдает. При этом он наблюдает за тем, как родители Марии готовятся к свадебному торжеству, которое не состоится, а девушка переживает разные эмоции, потому что понимает, скоро ей грозит расставание с любимым человеком.

Все встречи с возлюбленной причиняют ему достаточную боль, он знает, что все встречи закончатся. Он старается убедить сам себя и утешить, что многие люди проходят через страдания и борются за собственное счастье.

Он фактически доказывает себе, что он не единственный в этом мире, кому приходится претерпевать разные страдания и мучения. При этом он просит у возлюбленной разрубить запутанный клубок чувств и эмоций. Ему трудно бороться за собственное счастье, он сдается. Ему проще найти состоятельную невесту, которая быстро поправит его материальное положение, после он будет пытаться отказаться от собственного выбора, будет жалеть о том, что не выбрал любовь, а материальное состояние.

Анализ стихотворения Напрасно!.. по плану

Напрасно!..

Напрасно!..

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Соловьи Некрасова 5, 6 класс

    Произведение посвящено тяжелому положению простого народа. Описывая сцену из крестьянского быта, Некрасов показывает несправедливость существующего строя, по отношению к низшим слоям населения.

  • Анализ стихотворения Никитина Поле

    Ощущения русского человека во многом связаны с ощущениями простора и свободы, внешней и внутренней. Не даром, такой образ как именно русское поле четко закрепился в культуре. Во многом внутреннее пространство

  • Анализ стихотворения Поэт Ахматовой

    Произведение является одним из стихотворений, вошедших в поэтический цикл под названием «Тайны ремесла», раскрывающий тематику взаимоотношений творческого процесса и поэта.

  • Анализ стихотворения Заметался пожар голубой Есенин

    Поэт восхитительно расписывал в своих произведениях природу и эмоции. В его строчках, как будто ощущаешь подвывание ветра на полях, звон колосков пшеницы. И вперемешку тут же громкий смех свободной души, и стон разбитого сердца

  • Анализ стихотворения Уснуло озеро, безмолвен лес Фета

    Среди многочисленных стихотворений А. А. Фета под пристальным вниманием читателя находятся сочинения, которые посвящены пейзажной лирике. Автор выступает в них как тонкий ценитель природы родного края, вдумчивый, талантливый мастер слова.