Анализ стихотворения Вольный сокол Фета

Стихотворение А.А. Фета «Вольный сокол» написано в 1884 году. Это одно из поздних его творений. Он не отступает от своей главной темы и всё также пишет о своих чувствах, выражая их через красоту природы. Фет преподносит читателям стихотворение «Вольный сокол», в котором центральным героем стал молодой, смелый, наполненный силой сокол.

В самом названии стихотворения заложена тема и идея. Речь идет о взрослении хищной, вольной птицы, которой с рождения самой природой заложено стремление к свободе. Прежде, чем повзрослеть, птенцу пришлось пройти через испытания бури, холода, зноя, голода, грозы. Автор пишет «дразнили молодую силу», показывая этим, что сокола ничто не могло сломить, его характер закалялся.

Будучи непревзойденным писателем пейзажной лирики, Фет в своём стихе детально описывает пространство. В центре картины «умирающий дуб» над скалой у моря. Автор показывает, что не вся природа выживает в том месте, где суждено родится птенцу. С первых дней - бури и борьба. Внешние факторы, вся земная жизнь становятся средством к выживанию. Но пришла пора, и наш сокол вольно «по небу поплыл».  Лаконичным эпитетом «поплыл» завершается триумфальный финал взросления.

Стихотворение состоит из четырех четверостиший. Сливаясь воедино, они создают законченный образ пейзажа. В первой строфе автор проводит параллель человеческой жизни с жизнью свободной птицы. Каждому человеку в мире необходимы ласка, любовь, забота, тепло. Такая необходимость нужна человеку не от случая к случаю, а постоянно – «каждый час рукой прилежной». Только птицы могут выжить в условиях одиночества, для людей нужна близость, душевное тепло. Возможно, в этих строках Фет показывает свое одиночество.

Жанр произведения – пейзажная лирика. Поэт с восторгом описывает природу. Рифмовка в тексте перекрестная, есть мужские и женские рифмы.

Красивыми эпитетами, метафорами: «пищей нежной», «рукой прилежной», «умирающий дуб», «дразнили», «поплыл», и олицетворением выражена красота всей картины. «Восходящее светило» наделено глазами.

Многосоюзная фраза «и зной, и голод, и гроза» замедляет речь, делает ее выразительнее, показывает, с какими природными явлениями молодому соколу приходилось бороться в одиночку.

А.А. Фет в своих произведениях проводит параллель и неразрывность человека с природой.

Анализ 2

Произведение является составной частью позднего периода творчества поэта и относится по жанровой направленности к пейзажной лирике.

Структурная композиционная схема стихотворения представляет собой четыре четверостишия (катрена), которые во взаимосвязи образуют законченную картину пейзажного образа. Повествование в произведении ведется от лица лирического героя, который описывает взросление хищной птицы, характеризующейся смелостью и свободолюбием, несмотря на пройденные жизненные сложности, трудности и испытания.

В качестве стихотворного размера в стихотворении «Вольный сокол» поэт применяет четырехстопный ямб с включением в него перекрестной рифмовки в виде мужских и женских рифм, а также двухсложной стопы, делающей ударение на втором слоге.

Среди художественных средств выразительности в произведении, используемых для указания структуры центральных образов и изложения фоновых зарисовок, присутствуют многочисленные лаконичные эпитеты, разнообразные метафоры, а также олицетворения. Звуковая динамика повествовательного содержания подчеркивается автором многосоюзной фразой, замедляющей речевую нагрузку и придавая ей яркую выразительность.

Кроме того, в стихотворении используется прием анафоры, позволяющей противопоставить образ свободного сокола изнеженным питомцам, существование которых зависит от заботы человека. Также поэт применяет в повествовательном содержании тенденции, заимствованные из русского фольклора, демонстрируя образ сильной птицы в качестве удалого молодого парня, тем самым иллюстрируя антроморфное трактование страдательными причастиями, имеющими отрицательно значение.

Отличительной особенностью стихотворения является детальное описание пространственной зарисовки в виде умирающего дуба, склонившегося над бушующим морем во время шторма.

Смысловая нагрузка стихотворения «Вольный сокол» заключается в изображении параллели человеческого существования с существованием свободных птиц, которым, как и людям, свойственны потребности в виде ласки, любви, заботы, тепла. Однако птица имеет способность в отличие от человека вынести груз одиночества и преодолеть препятствия в виде природных явлений, закаляя свой сильный характер.

Финал произведения представляется поэтом в виде триумфа взросления гордой и независимой птицы, который демонстрируется в виде уверенного и широкого полета с плавной траекторией двигающихся мощных крыльев. Образ сокола используется поэтом в качестве символа творческого человека, создающего величественные, светлые песнопения.

Анализ стихотворения Вольный сокол по плану

Вольный сокол

Вольный сокол

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ахматовой Я пришла к поэту в гости

    У юной Анны Ахматовой был кумир, которым она восхищалась и считала его великим поэтом того времени. Она ценила каждую случайную встречу с ним, и лишь однажды набралась смелости прийти к нему домой без приглашения

  • Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3, 5 класс

    Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение «Чародейкою зимою» в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика стихотворения как нельзя лучше подходит для именитого праздника

  • Анализ стихотворения Закружилась листва золотая Есенина

    Настоящие чувства, которые автор раскрывает в стихотворении «Закружилась листва золотая», демонстрируют неподдельную любовь к природе, родному краю. Его необыкновенная внимательность к любимым

  • Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»

    Фет – это поэт девятнадцатого века. Афанасий Фет написал произведение, которое называлось и называется по сей час «Это утро, радость эта…» в 1881 году. Поэт был человеком

  • Анализ стихотворения Женщине Брюсова

    В лирике нередко встречается обожествление, обозначающее крайнюю степень восхищения, преклонение перед объектом. Наиболее часто божеством лирики становится женщина. Аналогичная ситуация и в произведении В. Я. Брюсова Женщине.