Анализ стихотворения Фета Я жду… Соловьиное эхо…

Стихотворение поэт написал в 1842 году. Оно отображает раннее творчество и навеяно влиянием романтизма. В тот период Фет увлекался творчеством Генриха Гейне. Отличительной особенностью этого сочинения от других является краткость, недосказанность сюжета.

Стихотворение относится к природной лирике. Написано в духе «чистого искусства», которого придерживался Фет.

Основная тема — созерцание мира природы. Лирический герой любуется окружающей средой. Автор не стремится выделить какой-либо четкий сюжет. Герой восхищается тем, что видит. Он говорит, что ждет чего-то и называет сначала «соловьиное эхо», затем небо, звезду. Он только делает намеки, но не раскрывает своих истинных желаний. Скорее всего, потому, что герой просто созерцает природу. Он умиротворен и спокоен. Фраза «я жду» сообщает о том, что герой никуда не спешит. Он будто сам растворяется в мире природы. Второй темой можно назвать свободу от суеты. Герой настолько погружен в созерцание, в любование природой, что его не интересуют возможные происходящие другие действия. Он целенаправленно уединяется с природной средой.

Идея стихотворения заключается в том, чтобы показать фрагментарно слияние с природой. Фет не ведет длинную описательную линию образов. Он словно изображает природу короткими мазками. Нередко автора сравнивали с художниками-импрессионистами, которые использовали подобную технику, чтобы показать подвижность и мгновенность портретов природы или человека. Фет также не акцентируется на чем-то, а только коротким штрихом изображает природный быстротечный образ.

В стихотворение можно проследить динамику сюжета. Главный герой спокоен и слушает соловьиное эхо. Можно предположить, что он сидит или стоит неподвижно и любуется красотой реки и луны. Затем он говорит, что чувствует трепет в ногах — у него появляется порыв куда-то идти. В третьем четверостишии он уже куда-то пытается идти и показывает прорвавшиеся эмоции в виде обращения к звезде. Герою как будто бы настолько удалось проникнуться природой, что он ее оживляет.

Для художественной выразительности поэт использует эпитеты (блестящая река), метафоры (трава в бриллиантах, т.е. в росе). Частое использование многоточия придает стихотворению недосказанность.

Стихотворение написано форме трех катренов, трехстопным амфибрахием с перекрестной (женской) рифмой (АБАБ).

Несмотря на недосказанность, можно предположить, о чем думает и что чувствует лирический герой. Стихотворение навеяно умиротворением и созерцанием. Поэт стремился короткими штрихами придать некую мимолетность любованию природой, но это только больше делает его глубоким и осмысленным.

Вариант 2

Произведение представляет собой образец ранней лирики поэта. Изображая пейзаж, он стремится не нарисовать картину того, что читатель  должен увидеть, а побудить его, восприняв настроение поэта, самому создать ее.

В стихотворении много недосказанности. Прежде всего, это относится к лирическому герою. Это просто кто-то, ждущий чего-то. В финале стихотворения он просит прощения у любимой женщины, но эта фраза абсолютно никак не объясняется и не связана с предыдущими описание природы и ощущениями лирического героя. Вероятно, Фет в данном случае, как и во многих других, специально не дает ясной и четкой картины. Его целью было передать настроение, которое позволит, воспринявшему его из фрагментов, создать свои образы, вплетая собственные воспоминания в картину, данную в этом стихотворении.

Пейзаж, изображенный в данном произведении, носит спокойный, умиротворяющий характер. Фет нарисовал картину ночной природы, открывающейся взору неизвестного лирического героя.

Рисуя ночной пейзаж, поэт обращается к разным органам чувств, давая разные образы. К ним относится обращение к ранее увиденному читателем (темно-синее небо). Кроме того, видно, что Фет пытается усилить зрительные образы. Он упоминает звезды разного размера, что невольно должно сконцентрировать на них внимание читающего. Об этом же говорит и то, что отражение лунного света в росе на траве сравнивается с бриллиантами, а река названа блестящей.

Фет также делает упор и на звуковые образы. Эхо пения соловьев дано им в движении, что создает более сильное впечатление действительно услышанного звука. Поэт говорит именно об эхе, а не о самих звуках, издаваемых птицами. Представляется, что это также использовано (не столь важно сознательно или нет) Фетом для концентрации внимания читателя на данном фрагменте, должно побудить вспомнить отличается ли соловьиные трели от их эха.

Кроме того, автор использует и телесные проявления. Стоять лирическому герою тепло, его сердце ощутимо бьется, а по телу пробегает дрожь. Эти знакомые каждому ощущения также помогают слиться с героем стихотворения и почувствовать себя на его месте среди ночной поляны.

Можно сказать, что недосказанность и фрагментарность являются главным достоинством этого и подобных ему стихотворений.

Анализ стихотворения Я жду… Соловьиное эхо… по плану

Я жду… Соловьиное эхо…

Я жду… Соловьиное эхо…

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Серенада Фета

    Стихотворение относится к раннему творчеству поэта. Оно написано в 1944 году. Фет нередко обращался к «вечерней» тематике поэзии. Его «Серенада» навеяна чертами романтизма и в то же время напоминает русскую протяжную

  • Анализ стихотворения На птичку Державина 7 класс

    Как известно, иногда всего в нескольких словах есть возможность выразить глубокую мудрость и поэту доступно такое умение. Он владеет словом, в которое может облекать различные смыслы.

  • Анализ стихотворения Некрасова Вчерашний день в часу в шестом

    Николай Некрасов в своих стихотворениях пытался изобразить суровую реальность, без каких-либо преувеличений, в его творчестве нет ярких эпитетов и метафор, в стихотворениях можно найти только прямой смысл

  • Анализ стихотворения Пушкина Няне 5 класс

    Стихотворение «Няня» А.С.Пушкин написал в 1826 году. Посвятил он это произведение своей любимой собеседнице, другу, няне Арине Родионовне, которая с самого детства знала и воспитывала поэта. Няня стала прототипом многих произведений писателя

  • Анализ стихотворения К другу стихотворцу Пушкина

    Произведение является первым опубликованным стихотворением поэта, который создается в период его лицейского обучения, имея в качестве посвящения обращение к Кюхельбекеру.