Анализ стихотворения Я знаю, гордая, ты любишь самовластье Фета

Данное произведение рисует образ роковой красавицы. Поэт выражает свои чувства, когда он столкнулся с ее чарами.

Поводом для написания этого стихотворения послужило увлечение автора Марией Лазич. Связь была кратковременна, но Фет и далее продолжил бывать в ее доме.

Поэт стремился передать именно процесс, ощущение, не замыкая свое послание статичной картиной. В стихотворении много движения: желания, манят, гордая красавица испытывает во сне томление. Кроме того сравнения, использованные в данном произведении также наполнены действием. Молодых людей, поддавшихся, как и он сам чарам этой девушки, поэт сравнивает с моряками, попавшими в плен к сирене.

Сам образ сирены, взятый из древнегреческой мифологии, одновременно, символизирует и гибель и обладает притягательностью. Красавица, как и античный персонаж, с которым она сравнивается, побеждает и влечет к себе пением. Таким изящным способом Фет намекает на светские вечера, где Мария играла и пела перед гостями. Известно, что девушка, которой посвящено стихотворение, обладала прекрасным голосом, поэтому сравнение с мифическими сиренами очень удачно.

Фет приписывает красавице два разных желания: любви и свободы, которые, без сомнения, противоречат друг другу. Этим он смягчает оценку, делая героиню стихотворения не просто холодно играющей чужими чувствами, но и саму жертвой этой игры, поддавшейся воздействию атмосферы флирта на светских вечерах.

Жертв своей «сирены» Фет помещает на челноке – маленьком суденышке, которое, как и море, по которому оно плывет, является символом зыбкости и неустойчивости. Это выражение силы любви и чувств, перед которыми, в понимании Фета, бессильны разум и рассуждения с позиций здравого смысла.

Несмотря на свою тягу к героине стихотворения, поэт испытывает к ней и противоположные чувства. Он указывает на гордость и деспотизм красавицы. Очарованных ей он называет жертвами и рабами, весьма вероятно, причисляя к таковым и себя самого, несмотря на то, что он видит ее намерения и желания.

Фет уделил внимание не только музыкальным талантам героини стихотворения. Он говорит и о красоте Марии. Примечательно, что в произведении практически отсутствует ее описание, упоминается красота как оценка, которая просто блещет. Другой деталью являются бархатные ресницы, которые тоже мало о чем говорят. Вероятно, автор не хотел заострять внимание читателя на деталях, побуждать его пытаться представить конкретный облик. Он говорил о красавице как таковой, стремясь дать возможность читающим его стихотворение почувствовать то, что он сам переживал в салоне очаровавшей его женщины.

Вариант 2

Это небольшое стихотворение не разделено на строфы. Рифма кажется простой, то есть последнее слово каждой первой строки рифмуется с каждой второй. К примеру: колесницы – ресницы, стекло – весло… Но торжественная лексика, длинные строки, достаточно сложные грамматические и лексические конструкции – всё это сглаживает ощущение простоты.

Стихотворение посвящено некой магнетической женщине, её характеру – нраву, её «жертвам». Оно психологично. Закрадываются сомнения по поводу того, что не попал ли вдруг сам поэт в сети обольстительницы. С ней он на «ты», что видно уже из названия. Позиция рассказчика несколько отстраненная, он хочет говорить с точки зрения опыта и понимания.

Его героиня горда, не любит делиться властью. Её можно сравнить с императрицей, которая хочет единолично править на захваченной территории. Она несчастна из-за ревности: сама мучается от этого чувства, другим не даёт покоя. И всё-таки, она стремится к свободе и любви. Эти чувства очеловечены, они манят её. Любовь – томным взором, а свобода – смелым ликом. Но пока её любовь похожа на плен. Впрочем, попасть туда мечтают многие. Опять героиня сравнивается с царицей и даже богиней, так как у неё «пышная» колесница, а вокруг неё – толпа рабов. Но все поклонники не помешали поэту разглядеть во взоре красавицы лукавство, ведь она выбирает новую жертву.

Дальше следует восклицание автора. Он сочувствует несчастному юноше. Поэт погружается в уже историю героя. Юноша прекрасен, свободен и смел. Пока только ветер целует его! Юноша как будто древнегреческий герой, ведёт лодку смелой рукой, направляя её веслом. Герой сумел избежать соблазна прекрасных берегов – проплыл мимо. И тут опять восклицание рассказчика, что вдруг - Горе. А горе принесла его героиня. Она сравнивается с сиреной, которая своим пением манит героя в ловушку. И вот весло выпадает из рук героя, он будто в оковах. Поэт называет красавицу божеством, но это только внешне, по сути она мифическая сирена.

В стихотворении очень много устаревшей и высокой лексики. Например: миновать, челн, лобзать, томить, ветр… Есть устаревшие сочетания слов, обороты: «наперебой манят», «расталкивая волны».  Вместо частицы «ли» используется «ль». Однако даже это не утяжеляет прекрасного стихотворения.

Анализ стихотворения Я знаю, гордая, ты любишь самовластье по плану

Я знаю, гордая, ты любишь самовластье

Я знаю, гордая, ты любишь самовластье

Возможно вам будет интересно