Анализ стихотворения Шестое чувство Гумилева

Произведение, являющееся составной частью последнего поэтического авторского сборника под название «Огненный столп», относится к поздней философской лирике поэта и написано в жанре элегии в стиле акмеизма, присущего автору, взяв в качестве основной темы размышления об ощущении особенного чувства, необходимого человеку для понимания красоты окружающего мира.

Композиционная структура стихотворения представляет собой шестистрофное произведение, состоящее из трех частей, связанных одной общей идеей, выполненных в классической системе в виде зачина, основной темы и авторского вывода.

Первая часть содержит описания легких и простых для человека понятий в виде доброго хлеба, приятного вина, прекрасной женщины, которые человек в собственной жизни легко постигает. Во второй части поэт рассуждает о присутствии в человеческой жизни вещей, которые не познаются с использованием обычных пяти чувств, в форме природной красоты, быстротечности времени, искусства. Третья часть стихотворения представляет мечту поэта об осознании каждого человека данной ему при рождении возможности использования шестого чувства.

Стихотворным размером стихотворения выбирается пятистопный ямб в сочетании с пиррихием с включением перекрестной рифмовки, передающими авторский замысел в относительно простой, приближенной к разговорной речи форме.

Средствами художественной выразительности в форме метафор, сравнений, эпитетов автор выражает тематику восприятия прекрасного при помощи божественного чувства, данного человеку при рождении. Главной отличительной особенностью стихотворения является создание поэтом метафорического образа существа, появившегося в целях ползать, но ощущающего несуществующие за спиной крылья.

Стихотворение передает авторские метания и размышления о жизненном смысле, используя вполне материальные образы, которые при этом несут определенную символичность, духовное познание. Поэт передает ощущения красоты, прекрасной торжественности, способных спасти существующий мир через понимание духовной жизни, очистившись от земной проблемной оболочки, применяя свойства данного шестого чувства, обретение которого, по мнению автора, является болезненным, мучительным и длительным процессом.

Произведение представляется в качестве авторского пророчества, в котором поэт выражает свой жизненный опыт и анализирует собственные ошибки.

Вариант 2

На самом деле, если говорить о классификации чувств, то используемая Гумилевым, где отсутствует орган для наслаждения зарей или искусством, не является единственной и, конечно, не является единственно верной. Если рассмотреть концепции восточных философий, то там вполне гармонично к чувствам зрения, слуха и остальным, которые формируют для человека объективную действительность (кстати, согласно современной психологии таких чувств не пять, но немного больше, к примеру, есть чувствительность внутренних органов, которая отличается от просто тактильной) добавляется интеллект или ум, который и позволяет наслаждаться закатом, подобно тому как наслаждаются сладким вином в бокале. Только, условно говоря, этот закат «наливается» в стенки черепной коробки (хотя расположение ума именно в мозгу - условность) и там переливается, дегустируется с определенным вкусом и умением в зависимости от благородства этого «сосуда» и умения дегустатора.

Таким образом, на строчки про кричащий дух, изнемогающую плоть, которые рождают «орган для шестого чувства», есть вполне логичный ответ: вот он этот орган – человеческий ум. Тогда о чем хотел сказать нам Гумилев, если учитывать его понимание этого факта?

Наверное, поэт хотел по большей части противопоставить нечто ощутимое и доступное к явному обладанию и неощутимое. К примеру, мы можем насладиться вином или женщиной и даже, если вино выращено не нами и даже украдено, а женщина в объятьях думает о другом, все равно факта обладания и наслаждения не отменить. Если речь о розовой заре, то этим не представляется возможным обладать, такое возможно только немного уловить.

Более того, для того чтобы ощутить красоту зари, человеку нужно с этой зарей слиться, равно как со всем великим и красивым, для того чтобы быть действительно причастным к этому, а чтобы слиться, нужно от себя избавиться и в этом раствориться. Как правило, такое доступно только на мгновенье, а потом человек снова возвращается к своей мелкой личности, раздумьям и волнениям. Поэтому людям суждено идти «мимо, мимо» этой красоты и величия.

Пожалуй, об этом говорит поэт. О тяге человека стать настоящим, фактическим обладателем чего-то действительно великого.

Анализ стихотворения Шестое чувство по плану

Шестое чувство

Шестое чувство

Возможно вам будет интересно