Анализ стихотворения Заблудившийся трамвай Гумилева

Стихотворение в целом невероятно ироничное, глубокое и пророческое. Автор со здоровым цинизмом описывает и страну, которая утратит культурные богатства копившиеся веками и похожа теперь на оксюморон (ведь трамвай не может заблудиться, он ездит по рельсам) и собственную судьбу, которая приведет к гибели от рабочего человека «с лицом как вымя».

Как известно, Гумилев действительно не придется по нраву власти, его расстреляют, а общего сына с Ахматовой отправят в лагеря. Однако поэт не особенно печалится этому факту, он понимает, даже в райских странах, не сможет он забыть этой мерзости революции и обрести счастья. Также он не сетует вообще на свою долю, но печалится о стране, которая в стихотворении представляется в образе Машеньки.

Стихотворение в каком-то смысле является признанием в любви к собственной стране, причем совсем не пафосным. Поэт грустит по утраченному, он не хочет участвовать в новом и отвратительном балагане и требует остановить трамвай, но он продолжает двигаться в «светлое будущее».

Для каждого поэта свойственна определенная гражданская позиция. Конечно, некоторые творцы предпочитают занятия чистым искусством, но трудно существовать в вакууме и, так или иначе, человек является частью определенного жизненного пространства, сообщества, истории. Октябрьская революция разделила творческих людей в России на два лагеря, которые презирали друг друга.

Конечно, условно мы можем выделить и третий лагерь – эмигрантов, тех, кто оставил родную страну, иногда вынужденно, иногда по малодушию. Тем не менее, они по большей части все-таки относились к тем, кто революцию не принял, да и не об этом речь, не стоит вдаваться в подробности.

Гумилев был противником революции и новой власти, он открытой выражал свою позицию и благодаря анархии и отсутствию цензуры смог публиковать такие стихотворения как Заблудившийся трамвай в 1919 году. Поэт удивляется как «вскочил на его подножку». Напомним, в период романа с Ахматовой, да и после он был склонен путешествовать в основном по экзотическим странам и довольно нелепым образом в самую революцию оказался в родной стране, где большую часть года отсутствовал.

Анализ 2

«Заблудившийся трамвай» увидел свет в 1919 году, и сразу привлёк внимание современных критиков. Литературная сторона не вызывала вопросов, но смысл стихотворения заставлял задуматься.

То, что изначально воспринимается как некий театр абсурда, при внимательном анализе превращается в довольно логичную цепочку образов и событий.

Николая Гумилёва совсем не радовало то, что происходило в России после октябрьских событий 1917 года. Поэт сначала был воодушевлён революцией и, как и многие его современники, гордился тем, что стал очевидцем великих свершений. Ждал новых возможностей, которые несла с собой истинная свобода. Но свобода превратилась в хаос и борьбу за власть.  Великая и богатая своей историей и культурой держава погрузилась в кровавую анархию.

Вошедшее в поэтический сборник «Огненный столп» новое стихотворение стало своеобразной гражданской позицией поэта.

Абсурдное, по своей сути, название метафорически подразумевает огромную страну, которая подобно слетевшему с рельсов трамваю, оторвалась от своих привычных корней-устоев и устремилась в страшное неизвестное будущее.  

Как страстный путешественник, Николай Степанович проводил на русской земле всего пару месяцев в году, теперь же он оказался прикован к новой России. И сам не заметил, как вскочил на подножку неудержимо летящего «трамвая».

В стихотворении перед взором поэта-путешественника мелькают и исчезают любимые места, словно говоря, что ни в одной стране мира не найдёт он теперь покоя. Страшные картины болезней, голода и братоубийственной войны на родной земле неотступно будут его преследовать.

Стихотворение слышится, как страшное предсказание. Сквозь «вороний грай» звучат пророческие мысли автора о собственной смерти от рук рабоче-крестьянской власти. При этом смерть воспринимается как нечто обыденное и совсем нестрашное.

Пассажир летящего трамвая видит, как человеческие головы продают словно это обычные овощи. Абсурд. Но это объяснимо, ведь в эпоху великих свершений, переворотов и катаклизмов смерть человека – привычное явление.  Куда важнее мотивация. Героическая гибель за правое дело или позорная смерть врага революции.

Жуткие сцены «Зеленной» сменяются для отчаявшегося пассажира знакомыми и родными пейзажами.  Гумилёв тоскует по туманному образу дореволюционной России, где он родился и рос.

Милая, теплая Машенька, к которой обращается автор, как раз и есть, та самая старая, добрая, патриархальная и безмерно любимая поэтом родина. И страшно становится именно от мысли, что прежней её уже никогда не вернуть.

Гумилёв понимает, что всё происходящее вокруг только обман и фарс, прикрытый громкими лозунгами о светлом будущем.

Его герой хочет выпрыгнуть из несущегося в неизвестность трамвая. Но увы. Поздно. Путешествие в никуда продолжается и поэту остаётся только вспоминать и грустить.

Революционные бури не вытеснили заветов православия из сердца героя. Как истинный христианин он решает идти в храм. Там он закажет «молебен о здравии» Машеньки. Так Гумилёв показывает, что молится за будущее своей родины. Но по себе герой намерен заказать «панихиду».

Автор понимает, что всё то, чем он жил, всё, во что верил и что так сильно любил мертво и безвозвратно потеряно.

Анализ стихотворения Заблудившийся трамвай по плану

Заблудившийся трамвай

Заблудившийся трамвай

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Утес Лермонтова 6 класс

    Утес - это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приёма олицетворения.

  • Анализ стихотворения Смерти Фета

    Стихотворение «Смерти» было написано в 1884 году и входило во второй выпуск данного сборника. Это стихотворение представляло собой некие выводы, анализ поэта о жизни

  • Анализ стихотворения Пастернака Весна (1918 г.)

    Стихотворение Бориса Пастернака «Весна» было написано в 1918 году, но мир увидел его всего лишь через пять лет. Настроение стихотворения повлияли нюансы биографии автора. Это не только жизненные трудности

  • Анализ стихотворения Пушкина Зимний вечер 5, 6 класс

    Стихотворение написано Александром Сергеевичем Пушкиным в ссылке, вдали от своих друзей поздним зимним вечером. Одиночество и несвобода угнетали поэта. Из родных с ним была только его няня. Все свои дни он читал и работал.

  • Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля 6 класс

    Стихотворение называется «Родная земля» - это очень важное для каждого слово. В сказках богатыри всегда с собой носили пригоршню земли родной. И она им помогала – силы в битвах давала. Даже в самый опасный момент выручала!