Анализ стихотворения Заблудившийся трамвай Гумилева

Стихотворение в целом невероятно ироничное, глубокое и пророческое. Автор со здоровым цинизмом описывает и страну, которая утратит культурные богатства копившиеся веками и похожа теперь на оксюморон (ведь трамвай не может заблудиться, он ездит по рельсам) и собственную судьбу, которая приведет к гибели от рабочего человека «с лицом как вымя».

Как известно, Гумилев действительно не придется по нраву власти, его расстреляют, а общего сына с Ахматовой отправят в лагеря. Однако поэт не особенно печалится этому факту, он понимает, даже в райских странах, не сможет он забыть этой мерзости революции и обрести счастья. Также он не сетует вообще на свою долю, но печалится о стране, которая в стихотворении представляется в образе Машеньки.

Стихотворение в каком-то смысле является признанием в любви к собственной стране, причем совсем не пафосным. Поэт грустит по утраченному, он не хочет участвовать в новом и отвратительном балагане и требует остановить трамвай, но он продолжает двигаться в «светлое будущее».

Для каждого поэта свойственна определенная гражданская позиция. Конечно, некоторые творцы предпочитают занятия чистым искусством, но трудно существовать в вакууме и, так или иначе, человек является частью определенного жизненного пространства, сообщества, истории. Октябрьская революция разделила творческих людей в России на два лагеря, которые презирали друг друга.

Конечно, условно мы можем выделить и третий лагерь – эмигрантов, тех, кто оставил родную страну, иногда вынужденно, иногда по малодушию. Тем не менее, они по большей части все-таки относились к тем, кто революцию не принял, да и не об этом речь, не стоит вдаваться в подробности.

Гумилев был противником революции и новой власти, он открытой выражал свою позицию и благодаря анархии и отсутствию цензуры смог публиковать такие стихотворения как Заблудившийся трамвай в 1919 году. Поэт удивляется как «вскочил на его подножку». Напомним, в период романа с Ахматовой, да и после он был склонен путешествовать в основном по экзотическим странам и довольно нелепым образом в самую революцию оказался в родной стране, где большую часть года отсутствовал.

Анализ 2

«Заблудившийся трамвай» увидел свет в 1919 году, и сразу привлёк внимание современных критиков. Литературная сторона не вызывала вопросов, но смысл стихотворения заставлял задуматься.

То, что изначально воспринимается как некий театр абсурда, при внимательном анализе превращается в довольно логичную цепочку образов и событий.

Николая Гумилёва совсем не радовало то, что происходило в России после октябрьских событий 1917 года. Поэт сначала был воодушевлён революцией и, как и многие его современники, гордился тем, что стал очевидцем великих свершений. Ждал новых возможностей, которые несла с собой истинная свобода. Но свобода превратилась в хаос и борьбу за власть.  Великая и богатая своей историей и культурой держава погрузилась в кровавую анархию.

Вошедшее в поэтический сборник «Огненный столп» новое стихотворение стало своеобразной гражданской позицией поэта.

Абсурдное, по своей сути, название метафорически подразумевает огромную страну, которая подобно слетевшему с рельсов трамваю, оторвалась от своих привычных корней-устоев и устремилась в страшное неизвестное будущее.  

Как страстный путешественник, Николай Степанович проводил на русской земле всего пару месяцев в году, теперь же он оказался прикован к новой России. И сам не заметил, как вскочил на подножку неудержимо летящего «трамвая».

В стихотворении перед взором поэта-путешественника мелькают и исчезают любимые места, словно говоря, что ни в одной стране мира не найдёт он теперь покоя. Страшные картины болезней, голода и братоубийственной войны на родной земле неотступно будут его преследовать.

Стихотворение слышится, как страшное предсказание. Сквозь «вороний грай» звучат пророческие мысли автора о собственной смерти от рук рабоче-крестьянской власти. При этом смерть воспринимается как нечто обыденное и совсем нестрашное.

Пассажир летящего трамвая видит, как человеческие головы продают словно это обычные овощи. Абсурд. Но это объяснимо, ведь в эпоху великих свершений, переворотов и катаклизмов смерть человека – привычное явление.  Куда важнее мотивация. Героическая гибель за правое дело или позорная смерть врага революции.

Жуткие сцены «Зеленной» сменяются для отчаявшегося пассажира знакомыми и родными пейзажами.  Гумилёв тоскует по туманному образу дореволюционной России, где он родился и рос.

Милая, теплая Машенька, к которой обращается автор, как раз и есть, та самая старая, добрая, патриархальная и безмерно любимая поэтом родина. И страшно становится именно от мысли, что прежней её уже никогда не вернуть.

Гумилёв понимает, что всё происходящее вокруг только обман и фарс, прикрытый громкими лозунгами о светлом будущем.

Его герой хочет выпрыгнуть из несущегося в неизвестность трамвая. Но увы. Поздно. Путешествие в никуда продолжается и поэту остаётся только вспоминать и грустить.

Революционные бури не вытеснили заветов православия из сердца героя. Как истинный христианин он решает идти в храм. Там он закажет «молебен о здравии» Машеньки. Так Гумилёв показывает, что молится за будущее своей родины. Но по себе герой намерен заказать «панихиду».

Автор понимает, что всё то, чем он жил, всё, во что верил и что так сильно любил мертво и безвозвратно потеряно.

Анализ стихотворения Заблудившийся трамвай по плану

Заблудившийся трамвай

Заблудившийся трамвай

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Некрасова Элегия

    Данное стихотворение Элегия также посвящено теме простого народу. Поэт пишет, что тема страданий народа до сих пор актуальна. Ведь после отмены крепостного права крестьяне не стали лучше жить, они дальше бедствовали,

  • Анализ стихотворения Я пришел к тебе с приветом Фета 5, 10 класс

    Афанасий Фет – человек очень талантливый, может хотя бы потому у него очень романтичные и яркие стихи, что и жизнь у него была вначале очень насыщенной, ведь любовь – это именно то чувство насыщенности

  • Анализ стихотворения Тютчева Я помню время золотое

    С самой первой строки стихотворения рассказчик подчеркивает, что это лишь воспоминание о «золотом времени», то есть о молодости и счастье. И герой вспоминает один определённый вечер на берегу реки.

  • Анализ стихотворения Тополь Фета

    Осень – период печали, период поразмыслить над бренностью этого мира, чем, вероятно, и занялся Фет, когда писал свое стихотворение Тополь. В нем описывается одинокое дерево, которое стоит в степях и ожидает зимы.

  • Анализ стихотворения Высоцкий Я не люблю

    В стихотворении Я не люблю В. Высоцкий рассказывает о своих принципах. Он высказывает смело свою позицию, даже если она не соответствует общепринятой. Поэт делает это с помощью личного Я