Анализ стихотворения Лермонтова Бородино 5 класс

История возникновения

М. Ю. Лермонтов свое стихотворение «Бородино» написал в 1837 году. Это было его первое добровольно изданное произведение в журнале «Современник». Побуждением создания стала 25- годовщина сражения под Бородином.

Смысл и тематика:

 Главной темой стихотворения служит война, тяжелая жизнь и судьба солдат, простых людей во время войны.

Основным смыслом служит благой пример современному поколению о непоколебимом духе старого, предыдущего. Речь о том, что, даже имея колоссальные траты в количестве, они не теряли надежду. Сильный дух и вера в победу, героизм и отвагу простого солдата. Смысл в том, что народ становился дружным, единым, сплоченным аппаратом с единственной целью - победить врага.

Проблемы. Их можно насчитать несколько:

  • Своим стихотворением «Бородино» М. Ю. Лермонтов указывает проблемы, связанные с поколением. Видно, что дух нынешнего поколения не такой, какой был раньше. Автор упрекает народ чем, что сейчас люди ослабли, у них нет целостности, сплоченности. Люди забыли, что значить дружить.
  • Вторая - это проблема самой войны.  Битва за родину давалось народу очень тяжело. Война проверила людей на прочность. Писатель в стихе описывает будни сражений, трупы и количество потерь.
  • Третья - проблема с управлением и организацией армии. Генералы и полковники сумели направить силу войск, в правильное русло,  хоть солдаты и не соглашались со многим.

Образы в произведении

«Бородино» - это рассказ, соединяющий одним целым предыдущее и современное поколение. Сказание ведется со слов старого солдата. Он рассказывает современному поколению, о тяжелых, трагических событиях войны. О том, как тяжело далась победа. В его словах присутствуют ноты героизма, патриотизма за свою родину.

Патриот - эталон того времени. Автор высмеивает людей, которые были трусливы и несостоятельны.

Средства художественной выразительности.

М.Ю.Лермонтов создал свое произведение от лица настоящего героя, в речи которого присутствуют народные высказывания. Автор пользовался речевыми оборотами, эпитетами и другими тропами:

1. Эпитеты - «дым летучий», «кивер избитый», «конскими хвостами»;

2.Метафоры - «картечь визжала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный бой»; «отец солдатам»;

3. Фразеологизмы - «у наших ушки на макушке», «постоим мы головою»;

4.Олицетворение – «сверкнул за строем строй», «носились знамена»;

5. Гиперболы -  «пойдем ломить стеною», «рука бойцов колоть устала»;

Все эти приемы создают эмоциональность текста. Читатель во время чтения, становится участником происшествий, сопереживает моменты вместе с героями.

Вариант 2

Произведение «Бородино» было написано Лермонтовым в 1837 году. Это произведение стало очень популярным как среди простых, так и более знатных людей. «Бородино» - стихотворение, которое рассказывает о многом. В нем – чувства тех людей, которые воевали, тех, кто еще молод и мечтает о подвигах, о которых мечтали в свое время и другие молодые парни.

Лермонтов описал в своем произведении те событии, которые произошли в начале девятнадцатого столетия, в 1812 году. Это была война России с Францией. Франция напала на Россию, а потому Бородинская битва является одной из многих тех битв во время войны. Но именно бородинская битва стала очень известной. Битву как будто бы выиграли французы, по-крайней мере, так подумали они сами. Но на самом деле, не смотря на большие потери, и плачевный вид на поле боя, все же битву выиграли русские. Много воинов полегли за свою Родину, чтобы защитить своих родных, своих же людей.

Несмотря на то, что поэт и писатель Лермонтов родился много позже, это никак не отразилось на его описании битвы. Он прекрасно смог описать те эмоции, которые чувствовали в тот момент воины, которые гибли с честью за свою Родину. Лермонтов так хорошо все описывает, что создается впечатление, что он там был и даже воевал.

Стихотворение написано немного по-другому, в отличие от других его произведений, написанных ранее. Это произведение сотворено совсем по иному. Повествование рассказывает простой человек – солдат былой, который воевал в то время. У него спрашивает про ту битву маленький племянник, которому все очень интересно. А солдат рассказывает, и говорит, что все было по-другому. И даже молодежь была не такой – воины, богатыри, не мы, не то, что нынешнее племя. Простой, уже не молодой солдат, в подробностях вспоминает то время, и страшное, и вместе с тем – даже прекрасное.

Подробнее

Данное стихотворение М.Ю. Лермонтов написал к 25-ой годовщине начала войны Российской империи против Наполеона. Эта одна из самых кровопролитных войн 19 века. Это было тяжелое время для Российской империи и обе стороны понесли колоссальные человеческие потери.

Повествуется произведение от рассказа ветерана Отечественной войны, который являлся очевидцем одной из самых кровопролитных битв, Бородинской битвы. Состоит данное произведение из 14 строф, которые логически поделены на подготовку к сражению и на само сражение. Композиция стихотворения закольцовано тем, что начинается произведения со слов ветерана и заканчивается им же, где четко прослеживается его отношение к современному обществу по сравнению от тех людей. Именно из-за того что стихотворение написано так называемым ямбом разностопным, оно выглядит как сказание. И по этой причине стихотворение хорошо читается и запоминается, что позволило ему очень быстро обрести популярность.

Произведение написано простым, для народа, русским языком, которое раскрывает и показывает всю важность сражения под деревней Бородино, и как нелегко далась та битва для обеих сторон. Основной темой является олицетворения патриотизма и героизма русских людей, солдат. Именно это стихотворение самым лучшим образом олицетворяет важность обычных солдат, которые не жалея себя сражались за свою родину. Основной мысль, которую Лермонтов хотел донести до читателя это то, что сила в единстве и патриотизме перед своим государством, народом. Именно оно показывает то прошлое страны, которое являлась героическим.

Идеей для создания стихотворение послужили воспоминания одного из родственников поэта. Братом бабушки поэта являлся Афанасий Алексеевич Столыпин. Именно его рассказы легли в основу данного произведения, которое повествует о нем, но в образе другого полководца. Именно в описании главного героя прослеживается образ Петра Багратиона, который отличился храбростью и хорошими командными действиями.

Все стихотворение просто пронизано яркими образами, выражениями и необычными сравнениями. Самым ярким примером выразительности и как средство образного описания самого сражения, является гипербола. По тексту но встречается в части описания самой битвы. А дополняют картину боя – эпитеты, такие как «могучее, лихое племя». Еще более точно и красочно описывают те события фразы, которые олицетворяют происходящее, как в период подготовки так и в самом бою. Эти отдельные фразы и словосочетания так ярко прописываются, что переносят читателя на поле боя, где он представляя это у себя воображении, может сам поучаствовать в великом сражении. А живописные сравнения очень хорошо описывают масштабы происходящего, заставляя читателя сопереживать ветерану и ощутить те чувства, которые витали в воздухе во время сражения. Те переживания солдат и патриотизм, которым воздух был просто пропитан как бинт на ране солдата. Прочитав данное стихотворение можно ужаснуться от происходящего, а также остаться гордым за мужество и героизм проявленный в бою.

Анализ произведения Бородино

Лермонтов написал очень много разных произведений, которые со временем стали популярными не только среди школьников, но и среди обычных людей. Но среди них имеется одно, которое передает все эмоции, которые ощущали солдаты на войне. И этим произведением является «Бородино». А ведь все эти эмоции не передать словами, да и эмоции тоже понять бывает очень сложно.

Автор описал все события, которые произошли много лет назад. В это время наши солдаты воевали против Франции. Франция первая напала на русских солдат, и им ничего не осталось, как отбиваться всеми удобными способами. Именно Бородинская битва описывается во многих произведениях. Конечно же, никому не хочется признавать свое поражение, а это значит, что французы подумали, что они победили. Но на самом деле русские хотя и потеряли большое количество солдат, но свою победу никому не отдали и забрали себе. Многие солдаты не вернуться домой, хотя их ждали не только родственники, но и друзья. Но этими ребятами можно гордиться, ведь они все сделали для того чтобы все остальные люди жили в мире и согласии и чтобы больше войны не было никогда.

И хотя Лермонтов родился намного позже, чем была война, но все равно ему удалось передать всю боль и страдания солдат на войне. Как они умирали, а также хоронили своих друзей, и как смерть забирала прямо на их глазах самых родных людей. именно поэтому многие могут подумать, что он там присутствовал и все записывал в тетрадь для того чтобы потом написать произведение и поведать об этом всему миру.

Если другие произведения Лермонтова написаны легко и просто, то данное произведение намного отличается от них. Здесь все повествование идет от простого и обычного солдата, который находится в самом пекле событий. Который прошел все это и вернулся домой живым, а теперь обо всем может рассказать и передать всю боль того времени. Его обо всем спрашивает маленький племянник, которому все это очень интересно. Он говорит, что в то время даже молодежь была совсем другой и совсем не схожа с той, которая существует сегодня. Они видели и ощущали все совсем по-другому, да и относились ко всему с другими эмоциями. И пусть даже события очень страшные, но и вместе с тем замечательные и незабываемые.

5 класс

Анализ стихотворения Бородино по плану

Бородино

Бородино

Возможно вам будет интересно