Анализ стихотворения Поэт Лермонтова 9 класс

Стихотворение «Поэт» было написано Лермонтовым в 1838 г. К этому времени он уже имел широкую известность и славу, прежде всего, за произведение «Смерть поэта».

Произведение «Поэт» относится к гражданской лирике. Автор обращается с обличительным призывом к своим современникам. Романтические представления Лермонтова о противопоставлении поэта и толпы преобразуются в более серьезные философские размышления о роли и значении творчества в жизни общества.

В первой части стихотворения автор описывает кинжал, который долгое время верой и правдой служил воинам в сражениях. В то славное время ему были не нужны украшения. Кинжал выполнял свое предназначение – убивать врагов. В настоящее время он стал всего лишь «игрушкой золотой», висящей на стене.

Во второй части Лермонтов сравнивает кинжал с поэтом. В этом чувствуется возвращение к идеалам декабристов. Автор указывает на главное гражданское предназначение поэта – руководить и направлять толпу во времена тяжелых испытаний. Лермонтов использует яркое сравнение: «стих» - «колокол на башне вечевой». Этот образ обращает внимание читателя на традиции древнерусской вольницы в противовес деспотической власти.

Автор утверждает, что в современном ему обществе поэт, подобно кинжалу, забыл свое истинное предназначенье, променял его «на злато». Высшее общество не желает больше внимать суровым и справедливым словам поэтов. Главной ценностью стали богатство и мнимая красота («блестки и обманы»). Истинное положение вещей предпочитают скрывать, сохранять видимость благополучия.

В финале стихотворения Лермонтов обращается со страстным призывом к поэту-пророку. Автор надеется, что когда-нибудь продавшийся гений поймет всю ничтожность земного богатства. Поэт вырвет «из золотых ножон» свой стих-клинок и исполнит свой гражданский долг.

9 класс

Вариант 2

Довольно странно для поэта быть довольным собственным творчеством. Самодовольство вообще не является признаком достойного человека и тем более великого поэта, которым, вероятно, был Лермонтов.

Стихотворение Поэт использует сравнение поэта, который отступил от собственных идеалов и перестал быть строгим порицателем общественного вкуса, с кинжалом, который ранее был суровым инструментом судьбы на поле брани, а теперь стал просто игрушкой, которая в золотой упаковке пылиться на стенке. Подобное сравнение выглядит весьма самокритичным, но к самому ли себе обращается тут Лермонтов? На самом деле на протяжении всего стихотворения автор обращается к поэту на ты, то есть возможно предположить некое обобщение, которое используется по отношению к поэтам-современникам Михаила Юрьевича.

Такое предположение выглядит весьма обоснованным, если знать историческую и культурную ситуацию того времени. Стихотворение написано практически после гибели Пушкина, который был если не единственным оплотом свободолюбия, то довольно мощным символом, с которым связывали свои надежды декабристы, да и потом Александр Сергеевич был существенной частью культуры.

После провала декабристов многие представители интеллектуальной элиты того времени разуверились в прогрессе и возможности позитивного преобразования российского общества. Более того, существенная часть вообще отправилась на каторгу, а кто-то подвергался строгой цензуре.

Именно поэтому некоторые поэты стали подобными тем самым кинжалам, которые смирились с ролью доступной игрушки в руках толпы. Лермонтов понимает начало своеобразного декаданса, который охватывает общество и взывает «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?» к своим современникам и к поэтам вообще. Смогут ли снова представители творческой элиты стать чем-то стоящим или они останутся дорогостоящими, но, по сути, только игрушками, которыми могут распоряжаться гораздо менее нравственные представители общества.

Собственно образ кинжала выбран тут весьма точно. Лермонтов уподобляет поэта суровому инструмента, который способен оказывать существенное воздействие на людей.

Сочинение 3

Упадок, в том числе и творческий – довольно распространенная тема лирики во все времена. Если бы какие-то достижения были статичными, существование в этом мире сделалось бы намного легче.

Однако, и поэт чей «стих, как божий дух, носился над толпой» когда-то со временем может утратить собственное назначенье и кинжал, который «ее по одной груди провел.. страшный след и не одну порвал кольчугу» может в итоге просто висеть на стене «игрушкой золотой». Этот мир является, по сути, миром деградации, по крайней мере видится именно таким, если заметить как юное и сильное тело со временем дряхлеет и превращается в хладный труп, как рушатся империи и великие идеалы. Поэтому поддержание развития мира, понимание собственной роли в нем является задачей ответственного человека.

Лермонтов сравнивает в своем стихотворении Поэт надежный кинжал, который теперь более никому не служит и стал украшением, с поэтом, который поддался на требования времени, на низменные нравы толпы, которую интересуют только «блески и обманы». Автор обращается к какому-то поэту, к абстрактному адресанту, который, вероятно, не является самим Лермонтовым. Возможно, Михаил Юрьевич рефлексирует на тему собственного времени и упадка нравов.

Образы подобраны весьма точно и ярко, поэт как кинжал, который способен рассекать любые кольчуги, выглядит опасным созданием, предметом, который собственной мыслью также способен рассекать тягу толпы к блеску, к иллюзиям и заблуждениям. Описание кинжала акцентируется на признаках аскетичности и отрешенности от мира, он несет собственную миссию безукоризненно и с достоинством, но только вот со временем все равно оказывается в красивой обертке и более не используется. Мотив утраты этого достоинства, собственной функции и высокой миссии является основным в стихотворении Лермонтова и несет с собой ощущение разочарованности.

Тем не менее, автор оставляет надежду и вопрошает о дальнейшей судьбе поэта-кинжала. Сможет ли он снова вернуться к своему делу или останется также существовать в золотой обертке, которая останется для него фактически печальным пристанищем, разделяющим с подлинным смыслом существования? Лермонтов не стесняется в эпитетах и сравнениях, он называет поэта «осмеянный пророк», а основное настроение сравнивает с «ржавчиной презренья».

По сути, перед нами призыв Лермонтова к творческим людям своего времени вернуться к созидательной деятельности, снова стать подлинными пророками. При этом автор констатирует печальное положение дел. Он видит декаданс и упадок, который был актуальной темой лирики во все времена.

Анализ стихотворения Лермонтова Поэт

Данное стихотворение представляет собой развернутую метафору, когда красивый позолоченный кинжал сравнивается с поэтом.

Читая начало стихотворения, мы видим красивый клинок, который был создан для использования в битве и был опасным оружием.

Не по одной груди провел он страшный след…

Его ценили за то, что он был «послушен» руке господина, и ему была чужда золотая отделка и богатая резьба. Этот наряд был бы стыдным для него, поскольку за боевое оружие должны говорить его деяния.

Однако после смерти хозяина он утрачивает свое предназначение: он долго провалялся в «Пыльной лавке» продавца, а потом стал «золотой игрушкой» для украшения стены.

Увы, бесславный и безвредный!

Наречие в начале стихотворения и использованные в этой строке эпитеты, передают сожаление автора о такой судьбе клинка. Он называет его «игрушкой», а раньше это был «клинок надежный». Автору кинжал нравился тогда, когда был оружием и верно служил хозяину, выполнял ту задачу, для которой он был создан.

Оставшаяся часть стихотворения - это сравнение с начальной частью, в которой участь поэта, живущего в одно время с автором, сравнена с судьбой клинка.

Автор пишет о том, что поэт в современном мире утрачивает свое предназначение, променивая свой дар на деньги. Для Лермонтова поэт – это всегда миссия, пророк, наделенный огромной властью. Его стихи наполнены «божьим духом». И далее он вспоминает о былом прошлом поэта, когда его слова были необходимы, «как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы».

Однако обществу хорошо без поэта. Он снова остаётся один. И дальнейшие строки перекликаются со стихотворением «Пророк», подчеркивая одинаковость судьбы поэта.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Размер необычен – это ямб в сочетании с пиррихием. Использование данного сочетания позволяет создать плавность повествования.

На мой взгляд, стихотворение «Поэт» в творчестве Лермонтова – это один из ярких примеров, который глубоко раскрывает тему поэта и поэзии. Мне кажется, в нем наиболее ярко звучит протест Лермонтова против положения поэта в современном ему обществе. Мне оно запомнилось своей образностью, интертекстуальностью.

Анализ стихотворения Поэт по плану

Поэт

Поэт

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Печальная береза Фета

    Это стихотворение автор написал в раннем периоде своего творчества. Главным сюжетом служит береза, ее описывает автор в стихотворении. Она растет у окна и стоит печальная, причина в том, что на улице зима

  • Анализ стихотворения Ангел Бунина

    Основной тематикой произведения, относящегося к раннему поэтическому творчеству поэта, является авторский восторг красотой душевного мира человека, способного на искренние, нежные, тонкие чувства, а также на восхищение окружающим его природным миром.

  • Анализ стихотворения Ива Фета

    Творческую жизнь Фета можно поделить на 2 периода. Сначала его произведения были милыми и прекрасными. Потом поэзия Фета стала грустной и меланхоличной. Причиной его грусти стала смерть Марии Лазич.

  • Анализ стихотворения Утес Лермонтова 6 класс

    Утес - это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приёма олицетворения.

  • Анализ стихотворения Я люблю тебя Бальмонта

    Произведение относится к любовной лирике поэта, являющегося одним из ярких представителей поэзии «серебряного века».