Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс

Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю.Лермонтовым в 1841 году. Оно принадлежит к последним произведениям поэта, год его написания совпадаем с годом смерти Лермонтова. В стихотворении поэт продолжает тему предназначения поэтического дара, которую несколько ранее задал А.С.Пушкин. Пушкинский и лермонтовский «Пророк» имеют сходство не только в названии, но и в ярких христианских образах и старославянской лексики.

Стихотворения Лермонтова является продолжением истории о провидце Пушкина. После того, как «вечный судия» дал лирическому герою «всеведенье пророка», он оправился к народу, чтобы научить его любви и правде. Но здесь он встречает неприятие моральных принципов, которые безуспешно пытается передать людям. От лирического героя отворачиваются не только незнакомые ему люди, но и ближнее окружение. Поэтому он решается на побег:

Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу…

Именно здесь «завет предвечного храня», он находит своих слушателей. Ими становятся звери и звезды. Человек начинает жить в единении с природой и находит в этом спокойствие и гармонию, к которым стремился. Герой не приемлет иных ценностей, помимо любви и правды.

Иногда пророку приходится «пробираться через шумный град», где старцы ставят его в отрицательный пример детям. Речи пожилого поколения полны оскорбительных и ироничных слов, лирического героя обвиняют в гордости, глупости и неуживчивости. Пророк не задерживается в городе, покидает его «торопливо». Он спешит назад, к своим невольным слушателям, более добрым к человеку, нежели то общество, в котором он жил.

Лермонтовский пророк не наделен терпением. Выполняя добровольную миссионерскую роль, он очень быстро лишается надежды достучатся до сердец людей, и становится отшельником. Посыпание пеплом головы является ярким знаком отречения от общества. Пророк обременен тяжестью непонимания и неприятия людей, Он уходит в пустыню, становится «нищим», живет «как птицы, даром божьей пищи».

Однако пророк не является бедным человеком, его главное богатство – это душа, в которой помещена любовь к жизни и всему живому. Лирический герой духовно очень близок к Богу. Общество же, напротив, отвергнув пророка, обрекло себя на нищее существование души. Таким образом, стихотворение построено на противостоянии одного человека враждебному миру.

Вариант 2

В стихотворении М.Ю. Лермонтов создает образ поэта-пророка, являясь продолжателем идеи о творческом даре, заданным А.С. Пушкиным в одноименном стихотворении. Поэтому стихотворение проникнуто аллюзиями и другими отсылками к творчеству Александра Сергеевича. Еще одной общей чертой является использование славянской лексики, библейских мотивов. Однако у Лермонтова мы видим поэта в момент обретения дара, тогда как у Пушкина на моменте получения дара заканчивается стихотворение.

Основной конфликт стихотворения построен на взаимоотношениях поэта с обществом. И именно этому и посвящено все стихотворение. Став пророком, поэт понес "божественный глагол" людям, но не нашел в них отклика. В ответ он видит злобу, зависть и "порок". Толпа не внемлет призывам поэта к "любви и правде". Более того, не только толпа, но и "ближние" оставляют поэта в одиночестве, либо закидывают его камнями.Такое поведение общества толкает героя Лермонтова уйти от людей и стать отшельником. Герой посыпает голову пеплом, отрекаясь от всего мирского, и уходит в пустыню. Именно здесь он находит тех, кто слушает его речи - это звезды и животные. Звезды подбадривают его, играя лучами, а "твари земные" оказываются покорными ему. Тем, самым он делает вывод о том, что мир природы ближе к Богу, чем мир людей. И именно в нем он находит успокоение.

В конце произведения мы вновь видим поэта, который оказывается в городе. И именно в этих строках автор говорит о том, что надежды на изменение общества нет. Старики, указывая детям на поэта, смеются над ним, презирают и обвиняют его в гордыне, бедности и неспособности ужиться с людьми.

Они вновь отвергают пророка, подвергая его осмеянию, тем самым обрекая себя и своих детей на безрадостное будущее.

Он горд был, не ужился с нами...

Таким образом, используя отсылки к творчеству А.С. Пушкина поэт продолжает тему поэта-пророка и показывает, на его взгляд, наиболее вероятный путь развития дальнейших событий, показав ожесточенное противостояние поэта и социума.

Данное стихотворение мне понравилось своими яркими образами, интересным языком а также оригинальностью раскрытия темы поэта и поэзии, поэта и толпы.

Анализ стихотворения Лермонтова Пророк

Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк», написанное в год его гибели в 1841 году, является одним из последних творений, которые создал поэт перед тем, как уйти с этого мира. Произведение несет в себе глубокий смысл, который обнажает людские сердца и будоражит мысли. Не смотря ни на что, для любого живого на первом месте будут искренние эмоции и то, что человек чувствует. Каждая личность индивидуальна и невозможно угадать то, что творится в голове у другого.

В стихотворении хорошо прослеживается тема противопоставления добра и зла, что человек, утопая в собственном негативе может не видеть и не замечать то хорошее, что может происходить вокруг даже по отношению к нему самому. Пророк старался внести в этот мир добро, понимание, любовь, сочувствие к другим, но в мире, где в каждом живет зло – это довольно таки трудно сделать.

Жанр произведения «Пророк» можно отнести к исповеди, которая плавно перетекает в лирику, также Лермонтов М.Ю. склоняется к библейскому мотиву. Борьба поэта с толпой, вот основная тема стихотворения.

По структуре композиции произведения, «Пророка» можно разделить на три части. В первой описывается жизнь главного героя с людьми, которые пытаются выжить его. Во второй части пророк пребывает в пустыне, где ему комфортно и гармонично живется в отдалении от зла и людей. Третья часть снова возвращает читателя и главного персонажа к чувству ненависти, презрения. В первой и второй части прослеживается противоположность окружающей обстановки, природа противопоставляется с людьми, а третья часть несет поражение пророка в донесении добра до общества.

В произведении используется такое понятие, как четырехстопный ямб, куда поэт вставляет различные средства художественной выразительности.

Несмотря на то, что стихотворение было опубликовано только после смерти поэта, оно дает нам понять, на сколько пронзительны и глубоки мысли поэта, насколько он жил в свободе, не пытаясь ограничивать себя мнением окружающих его людей. «Пророком» Михаил Юрьевич подводит свою жизнь и свое творчество к логическому завершению. Он один из немногих, кто дал понять своему читателю, какова правильная миссия писателя в литературном мире.

Михаил Юрьевич никогда не скрывал своих мыслей и старался раскрывать их в своих произведениях. Именно в этом творении, автор, не скрывая ничего от зрителя, пытается открыть ему глаза на то, каким на самом деле может являться человек. Человек – это завистливое, жадное и злое существо, которое в любом действии ищет выгоду. А образ пророка в стихотворении выступает как лицо, которое пытается творить добро, помочь другим, сделать мир лучше. Но на пути он встречается со злом, негативом, ненавистью и завистью.

Анализ для 9 класса

Хочется начать свой анализ произведения с того, в каком веке жил автор. Лермонтова все больше волнует вопрос вечности, для чего мы здесь все живем. В «пророке» автор, будто желает выделить катастрофичность судеб одаренных личностей, не принятых населением. Лермонтов в своей работе словно подводит итоговую черту в своей судьбе и сильно огорчается, что много что еще не успел сделать. Если сильно вникнуть в каждое слово, написанное поэтом, то можно обнаружить разлад Лермонтова с окружающим миром, ведь он вовсе не идеален. В стихотворении поэт лишний раз приходит к тому, насколько печальна его судьба.

Стихотворение считается, чуть ли не последней работой Лермонтова, он словно чувствует, что ему немного осталось жить. Но поэт не молчит, а пишет и показывает насколько не идеально государство.

Какой смысл таит данное произведение?

В стихотворении хорошо изображена жизнь автора, его обреченность, его скорый уход из жизни. И уже в самом начале произведения чувствуется обида и досада. Лермонтов разочаровался не только как живет население, но так же и в близких своих людях. А то, что ему дано свыше, считается его наказанием. Но, даже не смотря на это, поэт все так же пишет и закладывает в мир, что ему осталось быть на этой земле не так уж и много. По этой причине, что Лермонтов пытается писать правдиво, на его судьбу идут ужасные муки и изгнание. Поэт не может вынести такого негатива со стороны общества и отстраняется, уже живя в своем уединенном мире и продолжая писать все в том же духе.

Данное стихотворение написано в форме лирической проповеди. Четкость увиденного, полученным Лермонтовым в своем уединении, восторгает, но так же и терзает его. Поэта терзают упреки и злые мнения высшего общества. В этом произведении отлично чувствуется не доверия автора, что завтра будет лучше, чем сегодня.

Анализ стихотворения Пророк по плану

Пророк

Пророк

Возможно вам будет интересно