Анализ стихотворения Расстались мы, но твой портрет Лермонтова

Тема нерушимости и вечности любви была для Лермонтова более чем актуальной, и этот факт имеет свое подтверждение в стихотворении Расстались мы, но твой портрет.., которое, по мнению исследователей, адресовано Екатерине Сушковой – первой избраннице поэта, с которой его связывали крепкие и нежные чувства. На самом деле в этой истории было немало перипетий, но, не вдаваясь в подробности, вполне ясно одно – Лермонтов действительно хранил верность Екатерине Сушковой и многое в творчестве поэта связано именно с этой женщиной. При этом в итоге они не стали близкими и не завели даже отношений как таковых, но история совершенно не в этом.

Медальон с образом Сушковой он носил при себе на протяжении длительного времени и, как говорят биографы, снял за незначительный период до собственной гибели. Поэтому строки про портрет на груди полностью соответствуют действительности.

Итак, стихотворение рассказывает о лирическом герое, который носит при себе образ любимой и не расстается с этим образом. Приятное воспоминание является отрадой для души, своеобразным ориентиром. Такая подробность свидетельствует о крепости чувств и глубине таковых.

Во второй строфе поэт развивает тему и говорит о наличии новых страстей и привязанностей, то есть он встречает новых женщин, завязываются отношения, однако, они не имеют существенного значения, так как ориентир остается идентичным. Лермонтов говорит в одной из строчек, вспоминая образ «я разлюбить его не мог». После чего объясняет причину собственного чувства.

Если храм оказывается покинутым, то он не теряет от этого собственной функции и значения, он остается храмом, также и кумир, то есть идол статуя божества, даже будучи свергаемой, то есть, к примеру, убранной с пьедестала кем-то, остается этим божеством. Обращаясь к образам таких высоких духовных инстанций автор говорит снова о ценности и нерушимости собственного чувства, он не представляет возможно ли вообще разрушить нечто подобное, также как не представляется возможным разрушить божество, просто повергнув кумира. Ведь суть от этого не меняется и храм по-прежнему остается храмом, даже если в нем на какой-то период никто не служит и отсутствуют люди.

Использованные образы невероятно интересны и точны. Они помогают понять отношение Лермонтова и переживания. Стихотворение опубликовано в 1840 году.

Подробный анализ

Произведение, входящее в сборник «Стихотворения», относится к любовной лирике поэта, созданным в стиле романтизма,и посвящается не угасшей любви к женщине, с которой пришлось расстаться.

Стихотворение является автобиографичным и повествует о болезненном влечении с юных лет поэта к Екатерине Сушковой, молодой женщине, к которой автор испытывает любовные чувства до конца своей жизни, нося на груди ее портрет в виде медальона вместе с нательным христианским крестиком.

Структурная композиция стихотворения представляется двумя частями, каждая из которых состоит из одной строфы, представляющих прием синтаксического параллелизма в виде односложных предложений, имеющих в составе две синтагмы в форме первоначального утверждения и последующего разъяснения, разделенных двоеточием.

Первая часть стихотворения представляет собой описание раздвоения чувств лирического героя, выраженного в сравнении чувства любви с храмом, а бывшей возлюбленной – с поверженным кумиром, остающимся божеством. Во второй части изображается конфликт, возникшей в душе героя из-за его вновь обретенной страсти, не дающей тех волнующих переживаний, которые несет с собой былая любовь.

При помощи композиции поэту удается передать в стихотворении музыкальные ноты мотивов расставания, являющиеся традиционными для романтического стиля. Портретный образ в произведении демонстрирует чувствительную память лирического героя, от лица которого ведется повествование, смешивая его прошлую жизнь с настоящей, напомнив о счастливых моментах прошлого и поддерживая его в духовном смысле в сегодняшнем дне.

В качестве стихотворного размера в произведении используется четырехстопный ямб в сочетании с мужской рифмой, аллитерацией «ст» и «пр», передающих напряженность душевного состояния лирического героя, остро переживающего разлуку с любимой женщиной. Кроме того, форму семантического ядра словесного текста (твой портрет, бог) составляют чередующиеся длинные нечеткие и более короткие четные строка, созданные при помощи разного количество фонем в них.

Средствами художественной выразительности, применяемых в стихотворении, являются многочисленные метафоры (портрет, «радующий душу»), сравнения («как бледный призрак») и эпитеты («оставленный»), усиливающие эмоциональную составляющую произведения повторами слов в виде афористических высказываний. Миниатюрное стихотворение, несмотря на его краткость, передает драматическую коллизию и глубину авторских переживаний, которые подчеркиваются применением контрастных словесных пар.

Стихотворение наполняется авторским чувством о том, что воспоминания об угасшей и потерянной любви навсегда остаются в человеческой памяти, навевая в душе легкую грусть, даря ощущение радости, счастья и согревая взволнованное сердце. Тем самым смысловая нагрузка произведения демонстрирует силу любви, неподвластной ни жизненным обстоятельствам, ни времени.

Анализ стихотворения Расстались мы, но твой портрет по плану

Расстались мы, но твой портрет

Расстались мы, но твой портрет

Возможно вам будет интересно