Анализ стихотворения Ласточки Майкова 5 класс

Осень в жизни каждого человека своя: для кого-то это пушкинская осень - "унылая пора - очей очарованье", "пышное природы увяданье", которое радует своими красками, своей величавостью и торжественностью, это время творческого подъема, время вдохновения, источник жизненных сил, а вот для лирического героя стихотворения Аполлона Майкова "Ласточки" осень совершенно иная - это время грусти, пора угасания и опустошения как окружающего мира, так и внутреннего.

Все вокруг стало для лирического героя стихотворения "Ласточки" раздражающим, ничто более не радует взора и слуха: ни блеск осеннего солнца, ни увядающий пышный куст настурций, ни треск последних кузнечиков, ни падающий березовый лист. Герой видит свой сад помятым, поломанным, пустым. Все эти эпитеты передают читателю не только образ осеннего сада, но и внутреннего душевного состояния лирического героя, которого одолевает чувство одиночества, тоски и грусти, что подтверждают строки: "Мне грустно!"

Он мысленно переносится в жаркое лето, и символом его летних дней становятся ласточки. Именно ласточки были для героя радостью, он наслаждался созерцанием их веселого труда, их постоянными хлопотами, наслаждался звуками каждодневных долгих разговоров. Он с любопытством наблюдал, как протекает жизнь птиц: строительство гнезда, рождение птенцов, их взросление. И вот ласточки улетели, улетели "далёко, далёко, далёко", и теперь лирическому герою хочется последовать вслед за ними: "О, если бы крылья и мне!" Рефрен (повтор) слова "далёко" позволяет еще глубже прочувствовать тоску лирического героя.

Главный прием стихотворения - это прием антитезы (противопоставления). Лирический герой противопоставляет осени лето. Чтобы описать осень он использует слова, передающие печаль, скуку и уныние: "сад увядает", "пустое гнездо", "солома обветрилась", "доцветает настурций куст", "мне грустно", "меня раздражает", "помят он, поломан и пуст", "не слышу". Лето ассоциируется у лирического героя с ласточками, они радуют его и поэтому описывает их лирический герой живыми, быстрыми, веселыми, счастливыми: "как весел был труд их, как ловок", "как любо им было", "говоруньи / Как дети, вели разговор", "летуньи". Противопоставляется увядание осеннего сада и жизненная энергия ласточек.

Стихотворение навевает грусть и тоску по прошедшему лету, по прошедшему времени. Хочется вслед за ласточками унестись вдаль, где все пышет жизнью, радостью и счастьем.

5 класс

Анализ стихотворения Ласточки по плану

Ласточки

Ласточки

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Стихи о Петербурге Ахматовой

    Произведение представляет собой два небольших стихотворения, вошедших в поэтический сборник стихов «Четки». Основной темой стихотворения является утоленная любовь автора, выраженная в признании спокойного, непоколебимого

  • Анализ стихотворения Мужичок с ноготок Некрасова

    Творчество великого русского писателя Н. А. Некрасова – это сочетание тем и вопросов, которые остаются актуальными во все времена. Это проникновение невзгод и нищеты в мир детства

  • Анализ баллады Жуковского Светлана 9 класс сочинение

    Главной лирической героиней произведения, в основу которого положен сюжет, заимствованный из творчества европейских поэтов, является чистая и непорочная девушка по имени Светлана.

  • Сочинение Анализ Оды Державина Фелица

    Название стихотворения в переводе с латыни означает счастье и посвящено оно великой Екатерине II. С первых строк произведения поэт превозносит свою императрицу и создает традиционную картину богоподобной царевны

  • Анализ стихотворения Кинжал Брюсова 11 класс

    Произведение относится к гражданской лирике поэта и является одной из частей поэтического цикла «Венок», написанного в переломный для автора период времени.