Анализ стихотворения Ласточки Майкова 5 класс

Осень в жизни каждого человека своя: для кого-то это пушкинская осень - "унылая пора - очей очарованье", "пышное природы увяданье", которое радует своими красками, своей величавостью и торжественностью, это время творческого подъема, время вдохновения, источник жизненных сил, а вот для лирического героя стихотворения Аполлона Майкова "Ласточки" осень совершенно иная - это время грусти, пора угасания и опустошения как окружающего мира, так и внутреннего.

Все вокруг стало для лирического героя стихотворения "Ласточки" раздражающим, ничто более не радует взора и слуха: ни блеск осеннего солнца, ни увядающий пышный куст настурций, ни треск последних кузнечиков, ни падающий березовый лист. Герой видит свой сад помятым, поломанным, пустым. Все эти эпитеты передают читателю не только образ осеннего сада, но и внутреннего душевного состояния лирического героя, которого одолевает чувство одиночества, тоски и грусти, что подтверждают строки: "Мне грустно!"

Он мысленно переносится в жаркое лето, и символом его летних дней становятся ласточки. Именно ласточки были для героя радостью, он наслаждался созерцанием их веселого труда, их постоянными хлопотами, наслаждался звуками каждодневных долгих разговоров. Он с любопытством наблюдал, как протекает жизнь птиц: строительство гнезда, рождение птенцов, их взросление. И вот ласточки улетели, улетели "далёко, далёко, далёко", и теперь лирическому герою хочется последовать вслед за ними: "О, если бы крылья и мне!" Рефрен (повтор) слова "далёко" позволяет еще глубже прочувствовать тоску лирического героя.

Главный прием стихотворения - это прием антитезы (противопоставления). Лирический герой противопоставляет осени лето. Чтобы описать осень он использует слова, передающие печаль, скуку и уныние: "сад увядает", "пустое гнездо", "солома обветрилась", "доцветает настурций куст", "мне грустно", "меня раздражает", "помят он, поломан и пуст", "не слышу". Лето ассоциируется у лирического героя с ласточками, они радуют его и поэтому описывает их лирический герой живыми, быстрыми, веселыми, счастливыми: "как весел был труд их, как ловок", "как любо им было", "говоруньи / Как дети, вели разговор", "летуньи". Противопоставляется увядание осеннего сада и жизненная энергия ласточек.

Стихотворение навевает грусть и тоску по прошедшему лету, по прошедшему времени. Хочется вслед за ласточками унестись вдаль, где все пышет жизнью, радостью и счастьем.

5 класс

Анализ стихотворения Ласточки по плану

Анализ стихов автора:

Ласточки

Ласточки

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ахматовой Летний сад

    Анна Ахматова – человек весьма рациональный, как может показаться с виду, или как казалось вначале другим, кто ее толком не знал. Но когда ее узнавали поближе, все удивлялись

  • Анализ стихотворения Привет Россия Рубцова краткий

    Стихотворение было написано Николаем Рубцовым в 1969 году. Как и многие стихотворения автора, это проникнуто любовью к Родине. Открыто, искренне поэт заявляет о чувствах к родной земле

  • Анализ стихотворения Есенина Пугачев

    Данное произведение Есенина очень динамично. Конечно, и сами представленные автором события бунта под предводительством Пугачева развивались довольно стремительно, но и слог Есениным выбран очень живой и яркий

  • Анализ стихотворения Баратынского Водопад 6 класс

    Данное стихотворение написано на тему природы. В частности оно повествует о юноше, стоящем на краю обрыва (в его образе можно угадать самого Боратынского, который на момент написания стихотворения был очень молод).

  • Анализ стихотворения Собаке Качалова Есенин

    Стихотворение Есенина «Собаке Качалова» было написано в последний год жизни поэта. Произведение посвящено собаке народного артиста СССР – В. И. Качалова, с которым Есенин был в приятельских отношениях.