Анализ стихотворения Айя-София Мандельштама

Произведение из первого сборника поэта посвящено одному из шедевров мировой архитектуры – главной мечети Стамбула, прежде бывшей храмом святой Софии.

На тот момент Мандельштам был акмеистом. Для этого направления характерны точность и определенность, поэтому поэт не выстраивает многозначительные символы, а использует точные термины. К таковым относятся, упоминаемые в стихотворении экседры, апсиды и паруса – детали здания, технические определения, которые обычно не используют при написании поэтических произведений.

Вообще, поэт часто обращался к архитектурной тематике. У него есть стихотворения , посвященные Казанскому собору, Адмиралтейству в Санкт-Петербурге и Собору Парижской Богоматери. Интерес к монументальным зданиям связан с ассоциациями, которые у него вызывала архитектура. Мандельштам воспринимал поэта, в качестве строителя, а слово, написанное им, как камень. Мандельштам подчеркивает огромные размеры здания (например, сорок окон, сто семь столбов) и искусство строителей, именуя постройку «мудрой». Собор, в представлении Мандельштама, также как и стихи, несет некое послание потомкам, являет собой воплощенную красоту, как и сочетание рифм.

Произведение названо «Айя-София», по нынешнему наименованию этого строения. Однако автор не обращается к настоящему, для него собор, ставший мечетью, ценен, прежде всего, как здание, простоявшее века. Оно связывает нас с прошедшими поколениями. Он вспоминает строителя собора императора Юстиниана, идет даже дальше, упоминая о том, что мраморные столбы, использованные при строительстве, были взяты из разобранных античных языческих храмов.

Однако, несмотря на то, что поэт много говорит о христианских элементах здания, это здание для него не является, прежде всего, символом православной веры. Мандельштам был евреем и не отличался особой религиозностью. В произведении отсутствует вполне естественное для православного сожаление о поругании святыни иноверцами. Для поэта здание – это культурный символ. Оно представляет собой, главным образом, олицетворение связь времен и символ совершенства, которое можно создать человеческими руками. Как в для глубоко верующего человека, для поэта собор является символом связи земного с небесным. Мандельштам также подчеркивает эту идею, называя его купол подвешенным к небесам. Однако небо здесь – это просто абстрактный символ всего высокого, совершенства в самом общем понимании.

Анализ стихотворения Айя-София по плану

Айя-София

Айя-София

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Горячий ключ Фета

    В жизни Афанасия Фета произошла редкая личностная трагедия, гибель любимой женщиной становится для него неизгладимой травмой, которая отразилась также и на творчестве поэта,

  • Анализ стихотворения Ахматовой Любовь

    Анна Ахматова, поэтесса писавшая стихи о земной любви. Её искрение пронзительные строки о этом сложном чувстве наполняют всю ее жизнь. В то же время язык понятен любому, ведь каждый человек на Земле

  • Анализ стихотворения Осень Лермонтова 8 класс

    Если анализировать стихотворение «Осень» знаменитого русского писателя Лермонтова, то пожалуй лучше всего будет начать с маленького путешествия по истории. Очень интересным фактом становиться то, что данное произведение было

  • Анализ стихотворения На бледно-голубой эмали Мандельштама

    Произведение иллюстрирует восприятие автором мира. Отдельные элементы, каждый из которых значит мало, складываются в единую картину.

  • Анализ стихотворения Перед дождем Некрасова

    Некрасов всегда довольно пренебрежительно говорил о пейзажной лирике, считая, что подобное себе могут позволить только романтические натуры, которые запросто закрывают глаза на различия между людьми и существующее неравенство