Анализ стихотворения Из омута злого и вязкого Мандельштама

Стихотворение Мандельштам написал в 1910 году в возрасте 19 лет. На тот момент поэт пересмотрел свое увлечение символизмом в сторону акмеизма. В 1908 году он познакомился с Николаем Гумилевым, который оказал сильное влияние на Мандельштама. Тем не менее, в этом стихотворении еще присутствуют символические черты. Поэт описал свой внутренний мир в юные годы.

В стихотворении использованы черты акмеизма и символизма. Жанр — философская лирика.

Основная тема стихотворения — размышления юного человека о жизни. Лирический герой ощущает себя неуверенно в период взросления. Сравнивает себя с хрупкой тростинкой, ощущая враждебность мира. Ему кажется, что он никем не замечен и никому не нужен, словно он не имеет и вовсе права на жизнь. Герой говорит не только о себе, но и в целом о молодых людях, которым непросто адаптироваться во взрослом мире, где еще не налажены крепкие связи и непонятны правила игры.

Идея стихотворения — переживание молодого человека, столкнувшегося с враждебностью взрослого мира. Герой страдает, испытывает боль при попытке адаптироваться в новом свете. Он не находит поддержки. Однако и сам герой не постоянен и не стабилен. На стыке двух литературных течений можно сделать два толкования его состояния. С точки зрения акмеизма, «омут» является реальным трудным жизненным путем автора, наполненным переживаниями, которыми он наделил лирического героя. Они придают ему неуверенность и эмоциональную скачкообразность в настроении. С точки зрения символизма, «омут» является жизненной основой вроде хаоса, из которого вытекает и жизнь, и смерть. Бесконечность и неизбежность этих процессов. Символика придает лирическому герою больше глубины в размышлениях не только о враждебности взрослого мира, но и затрагивает тему смысла жизни.

Настроение стихотворения напоминает состояние меланхолии. Лирический герой неспешно рассуждает о трудности своего бытия, не использует ярких эмоциональных всплесков. Простая пунктуация придает плавность и певучесть его размышлениям.

Для художественной выразительности автор использует много эпитетов (вязкий омут, топкий приют), метафоры (злой омут), аллегорию (движение жизни от тростинки до взрослого человека). Частое использование союза «и» придает стихотворению связанность мысли и мелодичность.

Стихотворение написано в форме трех четверостиший (катренов) трехстопным ямбом с перекрестной рифмой (женской и мужской АБАБ).

Несмотря на меланхоличное настроение, стихотворение вызывает теплые светлые чувства. Автор показывает, что многим молодым людям свойственно в юном возрасте обращаться к смыслу жизни, сложно адаптироваться в общество в период взросления. Это похоже на слова поддержки в этот непростой период.

Анализ стихотворения Из омута злого и вязкого по плану

Из омута злого и вязкого

Из омута злого и вязкого

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Цветаевой Моим стихам, написанным так рано...

    Марина Ивановна Цветаева, грустный и интеллектуальный поэт Серебряной эпохи в литературе и раннего социализма в государстве, написала «Моим стихам…» еще до революции, в 1913 году.

  • Анализ стихотворения Маяковского О дряни

    Начиная с вступительных строк стихотворения, Маяковский намекает на то, что к людям низшего сословия он не имеет отвращения. Описывая мещанство поэт имеет в виду людей, которые думают только о себе

  • Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

    Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который всё-таки пытается ответить Блок: «Дождёшься ли?» Мечты. Герой на берегу, волны у ног холодные – не переплыть

  • Анализ стихотворения в прозе Русский язык Тургенева

    Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева написано о великом, могучем, правдивом и свободном русском языке. Произведение без сюжета, но с четкой позицией автора о любви к русскому народу, русскому языку и их тесной связи между собой.

  • Анализ стихотворения Бессилие Гиппиус

    Стих «Бессилье» отнюдь не сияет веселыми чувствами. Вероятно, аргументом поэтессы стали её бессилие, несамостоятельность и им подобные чувства, так как согласно сюжету творения, героиня способна совершить все