Анализ стихотворения Из омута злого и вязкого Мандельштама

Стихотворение Мандельштам написал в 1910 году в возрасте 19 лет. На тот момент поэт пересмотрел свое увлечение символизмом в сторону акмеизма. В 1908 году он познакомился с Николаем Гумилевым, который оказал сильное влияние на Мандельштама. Тем не менее, в этом стихотворении еще присутствуют символические черты. Поэт описал свой внутренний мир в юные годы.

В стихотворении использованы черты акмеизма и символизма. Жанр — философская лирика.

Основная тема стихотворения — размышления юного человека о жизни. Лирический герой ощущает себя неуверенно в период взросления. Сравнивает себя с хрупкой тростинкой, ощущая враждебность мира. Ему кажется, что он никем не замечен и никому не нужен, словно он не имеет и вовсе права на жизнь. Герой говорит не только о себе, но и в целом о молодых людях, которым непросто адаптироваться во взрослом мире, где еще не налажены крепкие связи и непонятны правила игры.

Идея стихотворения — переживание молодого человека, столкнувшегося с враждебностью взрослого мира. Герой страдает, испытывает боль при попытке адаптироваться в новом свете. Он не находит поддержки. Однако и сам герой не постоянен и не стабилен. На стыке двух литературных течений можно сделать два толкования его состояния. С точки зрения акмеизма, «омут» является реальным трудным жизненным путем автора, наполненным переживаниями, которыми он наделил лирического героя. Они придают ему неуверенность и эмоциональную скачкообразность в настроении. С точки зрения символизма, «омут» является жизненной основой вроде хаоса, из которого вытекает и жизнь, и смерть. Бесконечность и неизбежность этих процессов. Символика придает лирическому герою больше глубины в размышлениях не только о враждебности взрослого мира, но и затрагивает тему смысла жизни.

Настроение стихотворения напоминает состояние меланхолии. Лирический герой неспешно рассуждает о трудности своего бытия, не использует ярких эмоциональных всплесков. Простая пунктуация придает плавность и певучесть его размышлениям.

Для художественной выразительности автор использует много эпитетов (вязкий омут, топкий приют), метафоры (злой омут), аллегорию (движение жизни от тростинки до взрослого человека). Частое использование союза «и» придает стихотворению связанность мысли и мелодичность.

Стихотворение написано в форме трех четверостиший (катренов) трехстопным ямбом с перекрестной рифмой (женской и мужской АБАБ).

Несмотря на меланхоличное настроение, стихотворение вызывает теплые светлые чувства. Автор показывает, что многим молодым людям свойственно в юном возрасте обращаться к смыслу жизни, сложно адаптироваться в общество в период взросления. Это похоже на слова поддержки в этот непростой период.

Анализ стихотворения Из омута злого и вязкого по плану

Из омута злого и вязкого

Из омута злого и вязкого

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Сеятелям Некрасова

    В центре повествования образ плодородной пашни, которая часто становится образом повествования Некрасова, он часто описывает ее как незаменимую часть пейзажа Руси. Лирический герой с созерцанием и восхищением описывает то, что ему приходиться видеть

  • Анализ стихотворения Мужество Ахматовой 6, 7, 10 класс

    Стихотворение, ставшее символом поэзии Анны Андреевны Ахматовой, было написано в 1942 году, после начала войны. Ахматова всегда была близка к народу, она была его мыслями, душой и голосом

  • Анализ стихотворения Метель Есенина

    Смена эпох, смена политической власти и идеологии для творческого человека, для поэта, безусловно, видится в канве общего понимания мира. Такой человек не обуславливается конкретикой

  • Анализ поэмы Берггольц Февральский дневник

    Произведение представляет собой летопись период ленинградской блокады, изложенную автором в стихотворной форме, являясь непосредственным участником тех непростых блокадных дней.

  • Анализ стихотворения Белого Из окна вагона

    Произведение выражает восприятие поэтом России. Стихотворение было написано в относительно спокойном для страны 1908 году.