Анализ стихотворения На розвальнях, уложенных соломой Мандельштама

Произведение представляет собой пример соединения в один образ реального события в жизни автора и исторических ассоциаций, которое они у него вызвали. В результате получилась яркая картина, приоткрывающая внутренний мир поэта.

Стихотворение было написано в 1916 году. Третий год шла войн, время, вообще, было неспокойное, в воздухе витал дух революции. Вероятно, по этому Москва, которую посетил тогда Мандельштам, вызвала у него не исторические ассоциации, наполненные внутренней тревогой.

В Москве поэт встретился с Мариной Цветаевой. Ее имя вызвало у него воспоминания о Марине Мнишек, следовательно, наступлении смутного времени, тем более что наступление новой Смуты чувствовали тогда многие, в том числе, вероятно, и он.

Название «На розвальнях, уложенных соломой…»  показывает незавидное положение, в котором очутился Григорий Отрепьев, с которым ассоциировал себя сам автор. В них автор изобразил самозванца, которого связанного и без шапки везут на казнь. Не названная по имени спутница героя, едущая с ним на крестьянских санях – это Марина Мнишек, в роли которой он изобразил Цветаеву. Выбор именно розвальней, скорее всего, подсказан известной картиной Сурикова, изображающей высылку из Москвы боярыни Морозовой. На данном полотне фигурируют именно они (также как снег и черные птицы), хотя сюжет и относится к более поздней эпохе российской истории. Это не имело существенного значения для Мандельштама, писавшего не об истории или реальной Москве, но выражавшего чувства, нахлынувшие на него при встрече с древней столицей и Цветаевой.

Мандельштам чувствует опасность и агрессию, исходящую от простого народа. Злые бабы и худые мужики пока просто стоят, но и поэт и читатели, знакомые с русской историей, чувствуют, что все кончится кровью.

Мандельштам, погрузившись в московскую атмосферу, обратился и к символам древней столицы. Три свечи, горящие в часовне, это древний образ Москвы, как  Третьего Рима. Однако и здесь старинная концепция, вероятно, слилась у поэта с тремя встречами с Цветаевой, так как в истории о Лжедмитрии подобного сюжета нет.

Подожженная солома в последних строках произведения может означать рыжие волосы самозванца, которого, действительно, сожгли и прах, смешав с порохом, выстрелили из пушки.

Пассивного героя стихотворения показывает, что в глубине души Мандельштам не видел сил или возможности защититься от неизбежных эксцессов революционного времени, заранее чувствуя себя жертвой.

Анализ стихотворения На розвальнях, уложенных соломой по плану

На розвальнях, уложенных соломой

На розвальнях, уложенных соломой

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза

    В стихотворении рассказывается о привычном в наших широтах природном явлении – грозе, её можно считать главной героиней этого произведения.

  • Анализ стихотворения Я не знаю мудрости Бальмонта

    Поэт практически всегда является мыслителем, тем не менее, нередко он далек от сугубо разумного постижения, напряжения мысли, которая старательно пробирается через череду логических построений

  • Анализ стихотворения Бог и дьявол Бальмонта

    Поскольку Бальмонт является поэтом серебряного века. Именно ему как никому другому удавалось писать произведения на тему мироздания. Каждый писатель по-своему понимал и понятие «Дьявол» и «Бог»

  • Анализ стихотворения Тихая моя родина Рубцова

    Это одно из самых заветных, самых светлых и пронзительных стихотворений Николая Рубцова, каждое слово которого пропитано любовью автора к своей малой родине.

  • Анализ стихотворения Ахматовой Белой ночью

    В литературе двадцатого века были сформированы определенные повторяющиеся темы, одна из которых является темой времени. «Белая ночь» - одно из немногих ранних стихотворений Ахматовой, в которых работа временных отношений