Анализ стихотворения Нежнее нежного Мандельштама

Стихотворение написано поэтом в 1909 году. Некоторые источники утверждают, что позже ― в 1916 году. В тот момент Мандельштам находился в Москве и встретился с Мариной Цветаевой. Поэт был влюблен в нее и написал это стихотворение. В мрачном творчестве поэта оно является редким исключением. «Нежнее нежного» получилось теплым и полным любви.

Стихотворение относится к любовной лирике. Написано в стиле литературного направления «акмеизм».

Основная тема — выражение чувств любви лирического героя, который самозабвенно восхищается возлюбленной, ее внешним образом и внутренним миром. Автор осознанно использует тавтологию, чтобы подчеркнуть ее особенные черты внешности и души: нежнее нежного, белее белого. Лирический герой любуется возлюбленной и словно пытается убедить в ее исключительности, избранности. Но, не смотря на светлый образ героини, он уверен в неизбежности будущих печальных событий в ее жизни, которые принесут ей боль и страдания. Возможно, именно ее исключительность и принесет ей несчастья. Герой предрекает ей нелегкую жизнь, от того слова его наполнены не только чувством восхищения, но и грусти, и сочувствия.

Идея стихотворения — неизбежность, что-то должно случиться независимо от внешних и внутренних черт человека. Автор акцентирует это, используя повторение «от неизбежного».

Стихотворение короткое, но имеет два плана: первый — описание лирической героини, второй — ее судьба. Они гармонично соединены за счет повторения последней фразы «от неизбежного» второго четверостишия в начале третьего. Сюжет развивается плавно, подобно музыкальной элегии.

Для большей выразительности автор использует следующие литературные приемы: эпитеты — описание внешности героини (нежное лицо); метафоры (неунывающих речей); тавтологию для усиления образа (белее белого).

Стихотворение написано в необычной форме. Условно его можно поделить на четыре четверостишия. В этом случае можно сказать, что в написании использован пятистопный ямб, который в последнем строчках становится четырехстопным. В такой форме использована сложная рифмовка:

— в первых двух четверостишиях рифмуются две последние строчки первого четверостишия и две первые третьего перекрестно с мужским ударением (АБАБ);

— две первые строчки первого четверостишия и две последние третьего закольцовано с мужским ударением (АББА);

— в третьем четверостишии рифмуются так же две последние строчки с первыми последнего четверостишия перекрестно с дактилическим ударением (АБАБ)

— рифмуются последние строчки стихотворения «речей, и даль твоих очей», которую условно можно назвать смежной рифмовкой с дактилическим ударением (АА).

Последние четверостишия больше относятся к направлению верлибр (свободный стих).

Стихотворение вызывает теплые чувства, смешанные с легкой грустью из-за неизбежности печальной судьбы лирической героини.

Анализ стихотворения Нежнее нежного по плану

Нежнее нежного

Нежнее нежного

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Из Пиндемонти

    Поэт пишет о себе, о свободе своего творчества и души. В первой части стихотворения он говорит о том, что для него НЕ важно. "Пустое" для Александра Сергеевича - почести, богатства, слова...

  • Анализ стихотворения К.Б. Я встретил вас и все былое... Тютчева

    Стихотворение Ф.И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…» так же известно, как «К.Б.». Две таинственные буквы обращены к Амалии Крюденер, которой посвящал стихи ранее, например в 1833 «Я помню время золотое…».

  • Анализ стихотворения Гори, звезда моя, не падай Есенина

    Тематика любви к Родине в современный период является зачастую чем-то немного странным и непонятным. Ведь сейчас наступает эпоха массовых коммуникаций, интенсивное общение и взаимодействие между странами

  • Анализ поэмы Берггольц Февральский дневник

    Произведение представляет собой летопись период ленинградской блокады, изложенную автором в стихотворной форме, являясь непосредственным участником тех непростых блокадных дней.

  • Анализ стихотворения Немые Твардовского

    Это стихотворение посвящено вражеским захватчикам России во время второй Мировой войны – немецким фашистам. Конечно, оно обличает их. Само название - это кличка немцев. В произведении несколько раз повторяется