Анализ стихотворения Мандельштама В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа

Стихотворение написано в 1917 году. Оно посвящено революционным событиям, которые произошли в Российской империи в то время. Мандельштам был одним из тех, кто критиковал новый общественный и политический строй. В стихотворении он выразил свои опасения, касавшиеся борьбы за власть, в которой могут быть применены жестокие способы в ее достижении.

Стихотворение написано в традициях акмеизма с преобладанием стилистики символистов. Также присутствуют черты романтизма.

Основная тема — беспокойство от грядущих изменений. Лирический герой ищет место, которое еще сохранило бы черты его прежней жизни. Он вспоминает родные образы, которые теперь кажутся далекими. «Стрельчатый лес» символизирует это место и является гранью между прошлым и настоящим. Когда-то привычный образ лесной чащи ассоциировался со спокойствием и безопасностью. Там звучала музыка Шуберта — «родная колыбель». Теперь же в лес пришло разрушение: правит в ярости лесной царь. Этот образ тоже взят из произведений немецкого композитора и символизирует злую сторону. Теперь музыка кажется дикой. Привычный образ леса видится всего лишь двойником когда-то хорошего безопасного места. Нет больше лирическому герою покоя и защиты в лесной чаще. Будущее тревожно и опасно.

Идея стихотворения — выражение тревожных чувств за себя и за будущее общества, которое приняло новый политический строй. Автор пытается показать романтическую иллюзорность пришедшей власти, которая принесет только боль и, возможно, очередные жертвы.

Сюжет развивается по нарастающей. Сначала мы видим романтический «соборный» лес со звуками органа. В нем много родного и теплого, не смотря на ураган, который не выглядит опасным и издает звуки «голубоглазого хмеля». Однако уже во втором четверостишии упоминается лесной царь — образ романтического злодея из музыкального произведения Шуберта. В его сюжете он забрал невинную душу ребенка, в стихотворении Мандельштама — отнял надежду на безопасное существование. Он находится в безумной ярости, то есть сразу настроен агрессивно. В конце стихотворения наступает кульминация — лирический герой убеждается, что видит перед собой не хороший лес, а только его двойника, наполненного пустотой и холодностью.

Художественные приемы в стихотворении: эпитеты — родная колыбель; метафоры — рокочущие кроны. Для большего усиления поэт использует образы немецких романтиков. Например, «шумит мельница» («Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта на стихи из цикла  Вильгельма Мюллера), соловьиные липы (лирический образ немецких песен, используемых романтиками).

Стихотворение написано в форме катрена, шестистопным ямбом с перекрестной рифмой (женской и мужской — АБАБ). Данный вид четверостишия использовали поэты восемнадцатого  века в поэмах и драмах.

Стихотворение производит глубокое впечатление. Использование романтических образов придает революционным событиям больше яркости и трагичности. Лирический герой заражает чувством безысходности предстоящих печальных событий.

Анализ стихотворения В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа по плану

В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа

В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа

Возможно вам будет интересно