Анализ стихотворения Необычайное приключение на даче Маяковского
История создания
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» было написано в 1920 г., когда поэт после работы каждый день ездил на дачу в подмосковное Пушкино, где жил вместе с семьей Бриков. Это место четко указано в произведении.
В. Маяковский был одним из тех деятелей искусства, которые горячо и безоговорочно приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию в 1917 г. Его революционная поэзия проникнута солнечными и радостными нотами.
Это жизнерадостное восприятие отразилось в данном стихотворении.
Жанр и особенности
По жанру стихотворение можно рассматривать как сказку. Солнце, один из главных героев произведения, предстает живым существом. У стихотворения много общего с народным эпосом, в котором солнце – светило, дарящее жизнь и тепло обитателям Земли.
Повествование ведется от первого лица.
Из художественных средств В. Маяковский в своем творчестве наиболее часто использовал метафоры («оживление» неодушевленных предметов) и гиперболы (преувеличения). В стихотворении метафор очень много: солнце ходит, переводит дух, говорит басом и т.п. Есть гипербола: «в сто сорок солнц закат пылал».
Стиль стихотворения очень восторженный и эмоциональный. Фраза «Светить – и никаких гвоздей!» широко известна и стала пословицей. Эмоциональность подчеркивается эпитетами, которые иногда используются в нестандартных сочетаниях: солнце ало и златолобо, из него струится странная ясь.
Широко используется разговорная лексика: дармоед, слазь, довольно шляться. Поэт использует придуманные им слова: занежен, горбил, вспоем.
Также встречаются омонимы – слова, которые одинаковые по звучанию, но различные по смыслу: солнце заходит – заходить на чай, гоню огни – чаи гони.
В стихотворении используется четырехстопный и трехстопный ямб. Рифма является перекрестной: АБАБ.
Тема и идея
Темой произведения является место искусства, в частности, поэзии в жизни общества. Идея произведения заключается в том, что искусство должно участвовать в активном преобразовании жизни: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца!».
Этот лозунг применим не только к творческому, но и любому другому труд. Можно сказать, что основная мысль произведения – труд должен быть созидающим!
Сюжет
Жарким июльским летом уставший поэт приезжает на дачу. Изнемогая от жары, он злится на солнце и зовет его не заходить «без дела», а зайти в дом. С ужасом он видит, что солнце шагает по саду.
Поэт и солнце начинают «гонять чаи». Поэт жалуется на то, что его «заела» повседневная рутина и работа с плакатами. Но солнце призывает его не жаловаться, а «лить свое солнце» стихами.
Система образов
В стихотворении два главных персонажа – автор (поэт) и солнце. Поэт уставший, немного раздраженный, но жизнелюбивый. Солнце – не дармоед и бездельник, как казалось поэту, а трудолюбивое и великодушное светило. И солнце, и поэт посвятили свою жизнь людям.
Главная мысль
Нужно не жаловаться, а следовать своему признанию и жить, помогая другим.
Образец 2
Маяковский Владимир Владимирович – поэт-футурист, в своих стихах воспевающий революцию. Почти во всех его стихах чувствуется дух патриота, любителя своей Родины. Одно из стихотворений, написанных после революции – «Необычайное приключение», оно очень оптимистично, в отличие от прошлых работ, в нём чувствуется готовность поэта к светлому новому будущему.
Это произведение целиком построено на метафоричных образах. Поэт – человек, который усердно трудится не покладая рук, он освящает людям путь, а солнце, по его мнению, ленивое существо, которому ничего не стоит светить, а больше оно ничего не делает. Поэт зовёт к себе солнце поговорить, и оно приходит. Однако, светило, вместо того, чтобы принять слова творца, говорит ему обратное – мол, оно светит, и это огромная работа. В итоге оба сходятся на мнении, что и солнце, и поэт похожи – оба освящает людям дорогу, но выполняют это по-разному, что очень важно, ведь каждый должен работать тем, кем ему хочется, к чему лежит душа, иначе всё будет валиться из рук и не получаться. Это и есть главная тема стихотворения. Огромную роль здесь играют последние строки, автор подытоживает диалог с солнцем и говорит, что это их долг – всегда и везде светить.
Помимо этого, Маяковский в стихотворении обращается к самому солнцу, то есть не боится его, а делает он это, вдохновившись надвигающимся, казалось, коммунизмом. Если все равны и нет какого-то главного, центрального существа, то и солнце, конечно же, становится поэту товарищем. Он сравнивает себя со светилом, ведь солнце – это огромнейшая звезда, которая очень-очень ярко освещает всё, а Маяковский был высоким и большим, о чём сам неоднократно упоминал.
В стихотворении используется много разговорных слов, так, что читатель забывает о том, с кем на самом деле говорит солнце. Маяковский в своих произведениях любит использовать восклицательные знаки, и «Необычайное приключение» без них тоже не обошлось. Они находятся в местах особого напряжения действия, а также после реплик-призывов.
Владимир Владимирович, умело используя метафору и «крепкие» слова, смог показать и доказать читателю, что каждый должен не только трудиться, но и делать это для всеобщего блага. Но главное – всегда выполнять ту работу, которая нравится тебе самому, к которой лежит душа, и только тогда ты сможешь светить «до дней последних». Эта тема стихотворения актуальна и в наши дни.
Вариант 3
Стихотворение «Необычайное приключение..», созданное в 1920 году, посвящено теме поэта и поэзии. В. Маяковский размышляет о том, какова функция поэта в обществе, каковы его задачи.
В своем произведении поэт создает вымышленную фантастическую ситуацию: на чаепитие к нему заходит само солнце. Поводом к такому визиту служат слова о тяжелой рутинной работе, зависть к просто так, без дела бродящему по небу светилу. Но практически сразу же лирический герой-поэт пожалел о своих словах, потому что прямо к его дому, разбрасывая во все стороны ослепительные лучи, движется огромное, жаркое солнце.
Несмотря на пышущий от гостя жар и преодолевая испуг, лирический герой стремится быть гостеприимным хозяином и угощает светило чаем с вареньем. В процессе беседы они становятся друзьями и находят немало общего в своей тяжелой каждодневной работе. Поэт приходит к осознанию, что и он, и солнце делают общее важное дело – освещают мир, дарят людям веру в светлое завтра. Говорить с читателем о лучшем, вести в это счастливое будущее, проливать свет в души – в этом видит лирический герой Маяковского свою задачу. В произведении Маяковского мастерски соединились размышления о роли и месте поэтического творчества, психологизм, юмор и даже реальные факты биографии поэта: например, лирический герой жалуется солнцу на тяжелую работу в РОСТа, а мы знаем, что в эти годы поэт действительно писал стихи и лично рисовал плакаты для окон Российского телеграфного агентства.
Образная система стихотворения подчинена задаче ярче раскрыть поэтический замысел, нарисовать выразительную картину. Впечатление о нестерпимой июльской жаре помогает создать гипербола «сто сорок солнц» и аллитерация на [г], [р]: пригорок, горбил, горою, горы. В этих же строках звучит окказионализм «горбил», использование подобных, созданных поэтом, слов - прием, свойственный творчеству В. Маяковского. Также в стихотворении при описании солнца встречается окказионализм ясь в значении ясность, яркость.
Отметим, что поэт намеренно использует разговорные, просторечные слова, стремясь пересказать жизненный эпизод максимально просто: шляться, дармоед, во что попало, чёрт дернул. В стихотворную речь входит диалог, и реплики светила так же эмоциональны, в них играют своими значениями омонимы: гоню – гони.
Стихотворение «Необычайное приключение..» - признанный шедевр В. Маяковского, его строки «светить всегда, светить везде» стали крылатыми. И всё же, перечитывая его, читатель каждый раз восхищается талантом поэта, его неистощимой энергией, готовностью работать на благо Страны Советов.
Анализ стиха Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче
Стихотворение было написано в 1920 году, через 3 года после революции. В своем произведении Владимир Маяковский раскрывает тему поэта и поэзии, роли поэта в обществе. Для автора поэт, как и любой гражданин, должен трудиться на благо общества. Его задача – нести своим творчеством «свет» революции.
Особую роль в творчестве В. Маяковского занимает формальная сторона поэзии. Автор использует композиционные и художественные приемы, благодаря которым его стихотворения звучат как лозунг. Как говорил сам Маяковский, его стихотворения предназначены для эстрады, чтения публике, и поэтому он избирает соответствующую их форму. Стихотворения В. Маяковского не мелодичны, близки к разговорной речи. Для такого эффекта автор создает особый способ стихосложения – «лесенку», то есть выносит слова или фразы в отдельную строку, чтобы сделать на них акцент. На этом приеме построено и рассматриваемое нами стихотворение. Кроме того поэт создает и яркие звуковые образы. Во всем стихотворении прослеживается ассонанс на «о», благодаря этому слова произносится «долго» и в полный голос, а сам звук «о» вызывает ассоциации с мощью, «громадностью».
Ситуация, которую Маяковский изображает в стихотворении фантастична: лирический герой, он же сам Владимир Маяковский, ругает солнце за его «дармоедство», и то приходит в гости к герою. Поэт сочетает олицетворение и гиперболу, и это не только создает яркую образность, но и отражает идею произведения. Автор сравнивает солнце и поэта: оказывается, что у того и другого одна задача – «светить». Хотя кажется, что Солнце «без дела заходит», на самом деле оно трудится на благо человечества. Такова же судьба поэта. Здесь стоит отметить окказионализмы – авторские неологизмы, которые создает В. Маяковский для усиления значения слов: «взорим», «вспоем», «светаю» – такие задачи ставит перед собой поэт.
Стихотворение «Необычайное приключение», конечно же, относится не только к деятельности поэтов. В контексте революции оно обращено ко всем гражданам строящейся страны. По мнению Владимира Маяковского поэзия должна служить обществу. В стихотворении «Необычайное приключение…» он призывает трудиться, несмотря на трудности. Солнце сражает тень и ночь двустволкой, что является метафорой победы революции. Таким образом, Солнце – это олицетворение революции. Благодаря тому, что оно «взялось идти» и «светит в оба», то есть трудится, возможна жизнь на планете.
Анализ стихотворения Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Природа - тот же Рим и отразилась в нем Мандельштама
Произведение, написанное в духе акмеизма, выражает видение поэтом его собственного творчества. Строительство он видит как метафору создания стихов.
- Анализ стихотворения Мандельштама В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа
Стихотворение написано в 1917 году. Оно посвящено революционным событиям, которые произошли в Российской империи в то время. Мандельштам был одним из тех, кто критиковал новый общественный и политический строй
- Анализ стихотворения Баратынского Весна, весна! как воздух чист
Это светлое стихотворение часто на конкурсах читают дети. Восторженный, оптимистический настрой, радость наполняют первые же строки. Здесь много восклицаний, повторений… Показано восхищение природой, возрождением жизни
- Анализ стихотворения Возвращение на Родину Есенина
В Возвращении на Родину Есенин пишет про собственную малую родину, про родную деревню, куда он приехал совсем взрослым и состоявшимся поэтом. Как известно, Есенин не только не принял советскую власть
- Анализ стихотворения Безнадежность Бунина
На самом деле русская природа по большей части – природа севера. Конечно, в России есть и юные регионы, но если смотреть по основным параметрам, то Россия все-таки именно северная страна. Суровая и стойкая как сосна.