Анализ стихотворения Мережковского Дети ночи
Если рассматривать стихотворение Мережковского Дети ночи, исходя из современной действительности, то складывается впечатление, будто поэт говорил о нынешних днях, про смену эпох. К примеру, вполне возможно его истолковывать как человека, который рассматривает крах постмодерна и возвращение к традиционной культуре или чему-то подобному. Также есть возможность рассмотреть его как описание прогресса человечества из мрака неведения в более благостные времена.
Традиционно Дети ночи считаются произведением, которое описывает и предрекает революцию. Такое прочтение тоже заслуживает внимания, стихотворение написано в 1895 году, а для поэта предвидеть 5-10 лет не составляет существенного труда, тем более, настроения и куда они идут, могут легко чувствоваться.
В любом варианте в этом стихотворении чувствуется фатализм и элементы даже не революционного, но, так сказать, тяжело-эволюционного пути. В нем описывается неизбежная гибель, такие фигуры речи как «ранние предтечи» или медленная весна создают ощущение неизбежности положения тех, кто не увидит рассвет, конечно, метафорический. Помимо этого включены и библейские мотивы, которые выражаются в упоминании воскресения погребенных, под которыми понимаются и сами дети ночи.
На мой взгляд, приписывать подобное произведение к какому-то историческому периоду и говорить о Мережковском как поэте, который предрекал революцию, не совсем верно. В этих стихах речь идет о вечной борьбе, которая существует в рамках человеческого существования. Как минимум в обозримой исторической перспективе мы видим эпоху ночи, если посмотреть на доступную историю, то практически нигде не было действительно счастливой и светлой эпохи, даже Ренессанс был полон контрастов.
Поэтому под героями стихотворения вполне возможно понять тот ряд людей, которые могут чувствовать свет, которые не поддались тьме, которые знают, какая надежда может воодушевить сердца и достойна того чтобы в этом сердце занять основное положение. Эти люди являются предтечами новых эпох, великих свершений и в этом смысле их труд становится еще более ценным, но еще более неблагодарным. Положение таких людей выражается через яркие образы: ночное пенье петуха - то есть как бы еще не нужное, преждевременное, петух знает об утре, но оно еще не наступило; холод утра – то есть утро не согрето светилом, оно холодное и темное, как бы негативная часть грядущего рассвета.
Также роль этих людей возможно описать словом авангард. Для этого Мережковский использует образ ступеней над бездной. Для того чтобы идти вперед над бездной кому-то нужно становиться следующими ступенями, они позволяют не погрузиться во мрак и не исчезнуть там.
Тем не менее, под первыми лучами светила дети ночи сгорают. Возможно, они ждут утра, хотят его, но привыкли к ночи, поэтому на самом деле не могут пережить свет, ведь смотрели на восток сквозь ночь, а когда настанет день, там появится яркий свет.
Анализ стихотворения Дети ночи по плану
Дети ночи
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения На стоге сена ночью южной Фета
Написанное в начале 1857 года произведение от первого лица идиллического жанра и лирического содержания. Состоит из четырёх четверостиший. Темой выбрано описание ночного небосклона и испытываемые перед ним ощущения наблюдателя.
- Анализ стихотворения Сорокоуст Есенина
Есенин часто использовал церковную символику, он был довольно близок православной вере благодаря традиционному патриархальному воспитанию и поэтому эти образы часто просачивались сквозь его стихи.
- Анализ стихотворения Я болен, Офелия, милый мой друг! Фета
Стихотворение является отсылкой к бессмертной драме Шекспира. Офелия – возлюбленная Гамлета, принца Датского, ее образ был интересен Фету, он даже посвятил ей целый цикл своих сочинений.
- Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»
Фет – это поэт девятнадцатого века. Афанасий Фет написал произведение, которое называлось и называется по сей час «Это утро, радость эта…» в 1881 году. Поэт был человеком
- Анализ стихотворения Маяковского Послушайте!
Данное стихотворение стало неким толчком для людей, которые каким-то образом потеряли веру в себя, сбились с пути. Маяковский вводит в стихотворение Бога, но он не мнимое существо