Анализ стихотворения Парки Мережковского

Для того чтобы описать трудноописуемое человеческое существование с давних времен использовались различные образы, которые делали его более понятным и ясным. Античная мифология включала в себя богинь, которых звали Мойры (в Греции) или Парки (в Риме) они были детьми верховного Зевса и богини правосудия Фемиды. Свойством и задачей этих богинь была работа с веретеном и нитями человеческих судеб, всего было три богини и каждая имела свою функцию: какая-то плела нить человеческой судьбы, другая могла эту нить перерезать специальными ножницами.

Мережковский в своем стихотворении Парки вступает в общение с этими древними силами, он обращается к богиням, рассказывает про собственные чувства. Произведение условно состоит из двух частей, в первой более подробно описываются сами божества, а во второй автор переводит внимание читателя на человеческое существование, в частности на свое собственное как пример такового.

Начало стихотворение наполнено атмосферой смирения с судьбой, понимания бренности всего мира: «было прахом – будет прахом». Не существует ничего вечного на этой земле, только парки плетут свое веретено и переплетают различные человеческие судьбы, создают уникальный рисунок, который со временем разрушается и возникает новый и во всем в этом не существует какого-либо существенного смысла: «без начала и без цели». Божества просто прядут свою пряжу и в этой непрестанной деятельности также проявляется основное качество этих богинь – безразличие, так как на мольбы они не обращают внимания.

Если вернуться к мифологии, то Мойры или Парки действительно были одними из немногих, которые отличались полной непреклонностью, совершить с ними какое-то соглашение было крайне трудно. Для сравнения нужно сказать про другие божества, с которыми люди могли общаться, которым могли молиться и получать нечто. Богини судьбы практически всегда оставались непреклонными, так как не обладали эмоциями.

Из этого поэт интересным образом выводит другое свойство, Парки говорят только правду, хотя и горькую для многих. Однако, ведь действительно, если они не подвластны эмоциям и каким-либо соблазнам, к примеру, красоте, то они говорят полностью объективно, то есть настоящую правду. Да и возможно ли в итоге спорить с судьбой, в каком-то смысле сплетенный рисунок и есть та правда, которая возникает в этом мире.

Тем не менее, для развития темы поэт говорит про мир людей, который полон лжи. Однако, Мережковский объясняет этот факт именно потребностью спорить с судьбой, потребностью менять данный мир. Объяснение, конечно, не особенно достойное и заслуживающее почтения, но поэт и не претендует на какое-то достоинство.

Он спокойно констатирует: сердце человека слабо, там есть и правда и ложь. Далее: сам он тоже слаб и не может совладать с судьбой, ни распутать эти нити, ни рассечь узлы, но и покориться человек не хочет. В каком-то метафизическом смысле он всегда лжет и в этом его потребность для того чтобы верить и жить.

Анализ стихотворения Парки по плану

Парки

Парки

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Фета Напрасно!..

    Стихотворение относится по жанровой направленности к любовной лирике поэта, а в качестве основной тематики рассматривается любовное чувство к женщине.

  • Анализ стихотворения Жизнь Некрасова

    Стихотворение Некрасова «Жизнь» наполнено глубоким философским смыслом. Поэт затронул интересную тему в своём произведение – это вечная борьба добра и зла в душе человека.

  • Анализ стихотворения Осень Есенина

    Сергей Александрович Есенин, один из тех писателей, которые, очень много своих произведений писали о природе. Он был родом из деревни, именно это было причиной его большой любви к матушке природе.

  • Анализ стихотворения Весна на дворе Фета

    Одной из ключевых тем творчества Афанасия Фета являлась пейзажная лирика, особенно любил автор описывать пейзажи, которыми он мог любоваться весной. Данный сезон являлся для него возможностью

  • Анализ стихотворения Вижу сон. Дорога чёрная Есенина

    Стихотворение Вижу сон. Дорога чёрная было написано в 1925 году и принадлежит к позднему творчеству Есенина. Оно предстает в вариационной форме парадоксального любовного переживания