Анализ стихотворения Мережковского Родное

Среди всего творческого многообразия Д. С. Мережковского стихотворение «Родное» является искренним выражением автора к родному краю, тому месту, где каждый рад оказаться спустя много лет прожитой жизни. Для поэта этим местом стал укромный уголок не далеко от Санкт-Петербурга.

Исходя из содержания текста, читатель догадывается, что его впечатления были связаны с воспоминанием из прошлого, в котором имели место счастливые мгновения рядом с любимой матерью. Однако, когда близкий человек умер, остались лишь картины, связанные с детством. Это привело к созданию стихотворения, содержащего грустные ноты, пронизывающие каждую строку. «Родимые, печальные места!» - так автор обращается к тому, что ему действительно дорого.

Душевность, тоска, томящиеся в его душе, просматриваются благодаря следующим сочетаниям: «унылое», «май задумчивый», «затишье, полное тоски», «беспомощные слезы». После прочтения произведения появляется представление о том, что действительно дорого человеку. Это поля, «запах молодой березы». Среди обыденных явлений, объектов природы, не вызывающих у некоторых людей ни малейшего внимания, на малой родине поэта даже «шорох свежего листа» вызывает незабываемые ощущения, связанные с родственными отношениями. Задумчивость человека, который родился и провел немало времени в приятном месте, в любом случае успокаивает, влияет на внутренний мир. Ощущения автора сведены к тоске, непреодолимому чувству одиночества. Именно поэтому он слышит и видит «гул однообразных сосен». От воспоминаний детства, от чувства, что ничего не вернуть краски тускнеют. Даже весенний месяц воспринимается как осенняя пора: «О бледный май, задумчивый как осень».

Единственным местом, где грусть развеивается, а радость кажется настоящей, является для поэта родной дом. Неподдельная тишина, знакомая до боли обстановка притягивают его мысленно. Он помнит все до мелочей, в каждой из которых сохранилась память.

Текст стихотворения не сложен для восприятия и запоминания. Это связано с тем, что в нем присутствует душевность и простота рифмы. Благодаря немногим эпитетам («постоянный гул», «однообразные сосны») усиливается ощущение тревоги, сожаления о прошлом и печали. Олицетворения приближают читателя к образам, помогая понять авторские переживания: «бледный май», «гул сосен», «миг теряется». Интересны повторы гласных звуков - о, а, которые создают напевность, приближают к традициям народного творчества – фольклору. При этом есть упоминания символов, характерных для русского народа – береза, хвоя сосен.

Таким образом, несмотря на уныние, пессимистический настрой стихотворения, для автора каждый миг неповторим, бесценен и поэтому вызывает умиление. Некоторые факты из биографии делают философию автора прозрачной. Потеря близкого человека, обращение к местам, где он родился, раскрывают содержание названия стихотворения, которое выражает нежность, любовь и уважение. Читая стихотворение, создается ощущение присутствия в этом чудесном уголке.

Анализ 2

Мережковский в стихотворении «Родное» раскрыл неподражаемую грусть по родным краям.

Что выразил в стихотворении поэт?

В описании пейзажа он выразил состояние глубокой души, выделяя эпитеты и сравнения, метафоры и риторические обращения.

Автор грустит о родине и родных краях, ведь именно здесь он родился.  Здесь он любил размышлять и творчески мечтать. Стихотворение посвящено родному дому под Петербургом, где он провел свое детство, где ждала его любящая мама. Мамы давно нет. Автор гуляет на даче, вспоминает как он был счастлив тут, со своими родными. Успокоительный «протяжной гул однообразных сосен», который созвучен переживаниям и ощущениям Мережковского. Он грустит.  На улице весна, но он не замечает, что наступил май, автор ощущает дыхание осенней поры.

Грусть выражается прямыми строками: «Родимые, печальные места!». Мережковский не обращает внимание, что наступила весна, а в душе осенняя пора. Есть повод погрустить. Лишь душистый запах молодых берез говорит о том, что наступил месяц май. Весенний дождик сравнивается с «беспомощными слезами». Душа плачет, как этот дождик.

Поэт признает, что здесь он нашёл упокоение, боль со временем притупляется, о чем подтверждают строки из стихотворения: «Здесь – тише радость и спокойней горе».  Загородная жизнь для него кажется «безгрешным сном». К какой-то степени он счастлив, не признаваясь себе.  Он находится у себя на родине, в своем любимом загородном домике. Мережковский понимает, что его грусть подобна капле в море.

Автор открывает для себя два ощущения: и грусть, и радость. Грусть выражается в том, что нет рядом любимого близкого человека, радость – он находится на родине, в любимом доме. Здесь происходили радостные события. Постепенно привыкает к мысли, что родного близкого человека уже нет и утрата неизбежна.

Для выразительности автор использует эпитеты: «унылое молчанье, постоянный гул» и другие, подобным образом описывая природу и пейзаж своей родины. Описывает её в своих тонах. Кроме эпитетов, в стихах присутствуют метафоры, такие как: «мир теряется».

В стихах содержится перекрёстная рифма, которая сперва не заметна в стихах, и благодаря этому они написаны в стиле прозаического текста. В стихотворении ощущается глубокая душевность и простота, чем делает понятными для читателя.

Стихи состоят из 4 четверостишия, всего 16 строк.

В стихах наблюдается перекрёстная рифмовка. В стихотворении отражены пятистопный ямб, риторическое обращение, метафора, эпитеты и сравнения. Стихи интересные и легко запоминающиеся для школьника.

Анализ стихотворения Родное по плану

Родное

Родное

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Есенина Черемуха 5 класс

    В раннем творчестве Есенина написано достаточно большим количеством произведений, которые были посвящены неописуемой красоте окружающей природы. Это не вызывает не малейшего удивления так, как его юношеские годы прошли в селе

  • Анализ стихотворения Дума Некрасова

    Своё стихотворение «Дума» Николай Алексеевич написал в год отмены крепостного права. Тысячи крестьян тогда были освобождены от суровых помещиков, однако, долгожданная свобода оказалась не такой радужной, как виделась в мечтаниях.

  • Анализ стихотворения Крещенская ночь Бунина 11 класс

    В стихотворении И. А. Бунина «Крещенская ночь»с первых строк создается ощущение, что образ темного времени суток, созданный поэтом, состоит из живых существ, которые стоят на одном уровне с человеком.

  • Анализ стихотворения Шестое чувство Гумилева

    На самом деле, если говорить о классификации чувств, то используемая Гумилевым, где отсутствует орган для наслаждения зарей или искусством, не является единственной и, конечно, не является единственно верной. Если рассмотреть концепции восточных философий

  • Анализ стихотворения Разбуди меня завтра рано Есенина 6 класс

    Сергей Есенин часто вспоминал о своей малой родине - селе Константиново. Живя в Москве в горькие моменты своей жизни он мысленно возвращался на родине чтобы вспомнить те незабываемые приятные мгновенья связанные с родиной