Анализ стихотворения Не надо звуков Мережковского
Стихотворение Д. С. Мережковского «Не надо звуков» относится к тому периоду его написания, когда творчеству поэта было свойственно обращение к Богу. Автор стихотворения считал, что только вера способна избавить от нежелательных мыслей, отвлечь от уныния, подготовить человека к жизни небесной.
Чтобы выразить мысли более полно, он упоминает о великой силе («Дух Божий веет»), связанной с божественным началом. Это индивидуальное авторское мироощущение. Далее в стихотворении Мережковский доказывает, что неповторимое ощущение счастья и гармонии, которое возникает благодаря явлениям окружающего мира («безмолвен пруд»), связано с состоянием природы. А это, в свою очередь, находит отражение на состоянии человека. Состояние равновесия и умиротворения передает определение «блаженному», которое является характеристикой небес в вечернее время суток.
Вторая строфа содержит призыв автора сохранять безмолвие во всем. Это осторожный переход к теме потустороннего мира. Автор видит наставником для людей в том, что дано свыше. Задумываясь о том, что каждый человек рано или поздно окажется во власти небесной бездны, автор советует заранее подумать об этом: «Учись тому …что выше».
Он дает четкое разграничение между земной жизнью и существованием души в потустороннем мире.
Небольшое по объему стихотворение содержит глубокие философские рассуждения о жизни и смерти, о смысле бытия. Подобные мысли зазвучали в творческой деятельности поэта после события, которое отняло у него немало душевных сил. Трагизм связан с потерей близкого человека. После этого его постоянно посещали мысли о невозможности обойти стороной смерть. Разделение на земную жизнь и существование души после смерти, по мнению автора этих строк, закономерно. Нужно лишь суметь спокойно принять эту неизбежность.
Чтобы донести свои мысли до читателя, автор использовал образ тишины. Именно она помогает представить потусторонний мир, куда попадают люди после смерти. Кроме того, образ «лучезарных облаков» подготавливает к предстоящей теме беседы.
Немногочисленные художественные средства в стихотворении, такие как: «Недвижим лес» - эпитет, обращение - «Не надо звуков!», метафора – «безмолвен пруд», создают присутствие природы рядом с человеком, как неотъемлемой его части. При этом вечерний образ кажется завершенным, несмотря на два небольших четверостишия.
В стихотворении присутствует несоответствие интонации - тишина противопоставляется пронзительным восклицаниям. Текс интересен лаконичностью, одновременно способностью полностью раскрыть смысл произведения.
Таким образом, оказавшись на лоне природы, среди безмолвия и гармонии, лирический герой призывает читателя научиться пониманию того, что после земной жизни будет другая жизнь – небесная. Донести основную мысль автору помогла уверенность в единстве природы и человека. На фоне природы происходит осмысление автором глубокой философской мысли – о человеческом бытие.
Анализ стихотворения Не надо звуков по плану
Не надо звуков
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Тютчева Листья 5, 6 класс
В этом хрестоматийном для современников стихотворении Тютчева главные герои – листья, чей век ярок, но недолог, сравниваются с хвойными иголками – зелеными вечно. И всё же симпатии автора на стороне скоротечной и сочной жизни листьев
- Анализ стихотворения Сорокоуст Есенина
Есенин часто использовал церковную символику, он был довольно близок православной вере благодаря традиционному патриархальному воспитанию и поэтому эти образы часто просачивались сквозь его стихи.
- Анализ стихотворения Тютчева Рассвет 5 класс
Стихотворение Федора Ивановича под названием «Рассвет» было опубликовано в 1849 году. Оно яркое, наполненное положительными эмоциями, немного призывное.
- Анализ стихотворений Пастернака
- Анализ стихотворения Родной язык Брюсова
Это восторженное и философское стихотворение. Поэт олицетворяет (и даже обожествляет) родной язык, обращается к нему. Здесь и описание всех противоречивых качеств этого важнейшего для поэта явления.