Анализ стихотворения Блажен незлобивый поэт Некрасова

Это стихотворение – часть сатирической и гражданской лирики Некрасова. Тут, конечно, поднимаются и вопросы о предназначении поэта.

Практически всё стихотворение автор «нахваливает» доброго поэта, но вот это преувеличение в описании его «хороших» качеств и поступков создаёт комический эффект. И тут же контраст с тем «злым» поэтом, которым и был сам Николай Алексеевич, показывает, на чьей стороне  правда.

Главное достоинство добренького поэта в том, что он для всех удобен. Его ничто (особенно несправедливость, которую обличал сам Некрасов) не волнует, не раздражает. Он не очень умен, ведь от ума рождаются сомнения, а их у него нет. Живётся ему прекрасно, он ко всем добр – его все любят. Он даже властвует над толпой, каждый рад его похвалить, ему помочь. Памятник ему готов, как говорится, при жизни.

Понятно, что ничего принципиально нового он не создаёт, жизнь не меняет. Творческие муки ему тоже неизвестны. И всё это его осознанный выбор, так как этот поэт любит покой, а сатиры боится. Никаких конфликтов, скандалов или ссылок – такой поэт живёт спокойно и богато.  

В середине стихотворения с «но» начинается описание настоящего поэта, которое до этого читатель мог уловить только через отрицание. Говорится, что судьба не щадит этого обличителя. Он показывает людям их ошибки, грехи. Конечно, это вызывает раздражение и ненависть. (Но и врач должен иногда сделать больно, чтобы пациенту стало лучше.) Поэт сам ненавидит, сам вооружается против толпы. У него трудный путь, его все ругают, живёт он в бедности. Он весь в сомненьях – то верит, то нет в свою избранность, мучается. И всё-таки, своей злостью и разрушением он несёт в мир любовь. Некрасов повторяется, преувеличивает, мол, уже каждое слово такого поэта создаёт ему врагов. И они могут быть не только глупцами, которые просто не понимают творческую личность, но и умными людьми, которые видят в нём угрозу для их мира.

В стихотворении продолжает нарастать напряжение. Главного героя уже проклинают со всех сторон… Но вот в последних строках – снова перелом и контраст. Увидев труп настоящего поэта, люди понимают, сколько он сделал для них. Они поймут его любовь через всю ту ненависть к их недостаткам.           

Стихотворение несколько устарело по лексике («желчь», «чужд», «сей»), но по смыслу ещё очень актуально. В нём много силы, возмущения, гнева, но в то же время понимания жизни, улыбки и мудрости.

Вариант 2

Есть известная фраза, которая называет поэта в России чем-то больше нежели просто поэтом. Однако, такое утверждение верно практически всегда, ведь настоящий поэт всегда представляет собой нечто большее. Такой человек не просто владеет строки и складывает рифмы, он рифмует различным образом саму суть бытия, жернова его ума отделяют зерна от плевел, а огненный взор испепеляет невежество и дисгармонию.

Безусловно, для каждого настоящего поэта характерным типом рассуждения является рефлексия, оценка своего внутреннего мира и своего положения в обществе. Вообще поэтам свойственно отстраняться от действительности и наблюдать за сутью бытия. Поэтому не составляет труда посмотреть и на себя со стороны.

Некрасов описывает вполне типичные трудности поэта, особенности его внутреннего мира. Стихотворение начинается со слова блажен и такое определение в дальнейшем раскрывается на протяжении всего стихотворения.

Может казаться будто автор описывает разные типы поэтов, сначала такого которому по нраву «беспечность и покой», потом того, кто «питает ненавистью грудь» и «вооружил уста сатирой». Тем не менее, речь идет об одном и том же поэте, который предстает в разных ипостасях, ведь путь поэта труден и требует разной реакции. Его руки могут быть заняты и «миролюбивой» и «карающей» лирой, при этом Некрасов в заключении стихотворения подводит как бы итог этому противоречию, которое разрешает в синтезе «любил он - ненавидя».

Такая деталь является невероятно значимой, так как описывает поэта как человека великого отречения, способного выйти за рамки привычного понимания, но при этом не отвергнув высоких идеалов. Если толпа требует обличения, обличительных речей, поэт любит, ненавидя, его ненависть становится орудием любви, которая всегда остается в его душе. Различная хула и подобное не привлекают внимания поэта, равно как похвала, он всегда блажен и незлоблив.

В этом смысле мы можем легко сравнить описание, которое предлагает Некрасов с описание того как пациент может протестовать против действий доктора. К примеру, когда нужно удалить гной из тела или зашить рану, проявляется боль и пациент может быть против этого, страдать, хулить доктора. Тем не менее, доктор, понимая, как причиняет своему пациенту боль, все равно выполняет собственную миссию, для того чтобы достигнуть излечения.

Об этом пишет и Некрасов, который говорит про «враждебное слово отрицанья», которое служит для проповеди любви, подобно тому как хирургический прибор может служить для того чтобы удалить гной. Если нечто становится нарывом для человеческого бытия, поэт выступает обличителем, хотя может и совершенно не иметь сторонников, а общество может видеть больший комфорт в противоположной позиции. Конечно, в «мечте высокого призванья» отсутствует потакание личным интересам и тем более интересам толпы.

Поэт является своеобразным доктором для общества. Он пользуется разными инструментами, он восхваляем и хулим. Блажен незлобливый поэт.

Анализ стихотворения Блажен незлобивый поэт по плану

Блажен незлобивый поэт

Блажен незлобивый поэт

Возможно вам будет интересно