Анализ стихотворения Утро Некрасова

Произведение является одной из составных частей сборника стихотворений, написанных перед кончиной поэта и представляющих данный поэтический цикл как наиболее мрачные и пронзительные творения.

Из всех стихотворений, вошедших в сборник «Последние песни», произведение отличается по названию, которое представляется в светлом, многообещающем значении, которое полностью контрастирует с его содержанием, наполненным тоской, безысходностью, безнадежностью в виде усиливающихся, быстро меняющихся изображений.

Повествование ведется от имени лирического героя, находящегося в безотрадном душевном состоянии, воспринимающего окружающую его реальную действительность в мрачном, негативном, ужасающем свете. При этом и человеческая жизнь, и окружающая природа наполнены жуткими картинами, при виде которых ощущается присутствие демонического адского начала.  

Наступление утра в стихотворении передает предчувствие монотонного, безрадостного и унылого ритма грядущего дня, подчеркивая авторскую позицию, выраженную как в явно открытом, так и закрытом виде.

Удручающее настроение героя подчеркивается поэтом использованными эпитетами, применением многократного повтора местоимений различных грамматических форм, начиная с них строку и строфу, а также многочисленными пунктуационными знаками в виде точки с запятой.

В стихотворении поэт демонстрирует и элементы злой сатиры, которую применяет с параллельной сходностью построенных фраз, неопределенными местоимениями и наречиями, констатирующими типичную мрачную ситуацию, а изображение жутких картин демонстрируется автором путем аллитерации с акцентом на шипящие звуки в сочетании с рычащим, резким звучанием.

Сатирическое описание чудовищных подробностей в виде пожара, казни, дуэли с использованием перечислений обыденных вещей создает зловещее ощущение потерянного, ненужного человека, мучившегося в жизненном аду.

К окончанию стихотворения в финале поэт дает расширенную трактовку понятия бедности, которая из материальной нищеты преобразуется в духовную бедность в виде незначительности и безнравственности.

В произведение присутствует и загадочный момент в виде обращения лирического героя к образу незнакомой собеседницы, который на всем протяжении повествования так и не проясняется, хотя в качестве предположения им могла стать и жена поэта, и собирательное, воображаемое лицо, а также образ отчизны, являющейся для поэта в женственном виде либо его муза в качестве страдающей, но несгибаемой русской крестьянской женщины.

Поэт через образ незнакомой собеседницы отражает схожесть и ее собственного состояния, отличающегося грустью и душевным страданием, осознающего невозможную печаль имеющейся обстановки. При этом использование данного приема позволяет придать произведению черты обобщенности и особой выразительности, в которых личное авторское ощущение преображается в зарисовки несовершенного мирового существования.

Вариант 2

Красота - в глазах смотрящего – весьма распространенная фраза, в которой заключен глубокий смысл. Не хотелось бы давать банальные примеры, но в рамках этого анализа стихотворения актуально указать на очевидный факт. Рядом сидят старушка и молодая девушка, старушка думает о том как мир увядает, грустит и вспоминает, молодая девушка в свою очередь представляет нечто светлое и радостное, замечает положительные детали.

Подобным образом практически каждый человек рассматривает мир, исходя из собственных условий восприятия. Как видно из этого стихотворения, даже поэты.

Утро – название, казалось бы, позитивное и предполагающее нечто положительное, но оказывается мрачным стихотворением, которое описывает бессмысленную круговерть бытия, бренность и никчемность существования. Анализ этого стиха был бы другим если не знать о цикле «Последние песни», в которые этот стих вошел. В этом цикле автор. Который понимал свою грядущую кончину создал ряд мрачных и нередко полных пессимизма стихов, а Утро в какой-то степени является квинтэссенцией этого цикла и накалом страстей.

Именно утро видится автору началом нового кошмара и бессмысленности, он подчеркивает сколь ничтожно люди проживают свое бытие: торговец обвешивает, чтобы банально поесть самому, женщины продают любовь, надменные офицеры стреляются, люди просто уходят из мира, воришки пытаются нечто стащить со двора. Даже такая банальная деталь как скребки по асфальту лопатой видится автору раздражающей. И тут тоже возможно согласиться, ведь такая уборка улиц как часть городского быта в какой-то степени лишает людей покоя, делает мир более суетным.

Тем не менее, хотелось бы вернуться к ситуации написания этого стихотворения, которое сделано автором практически на одре. Тут Некрасов предстает перед нами как недовольный всем человек, циник, видящий во всем только какое-то низменное начало и никчемность.

Безусловно, подобный призыв к людям поразмыслить над сутью своего бытия и обнаружить некоторую бессмысленность своих действий является вполне актуальным, но выглядит более гармонично, если всегда присущ творчеству поэта. Когда поэт начинает подобным образом вздыхать только перед лицом собственной кончины, то есть, по сути, спрашивать себя «для чего вообще живут люди?», «для чего этот мир?», то подобное выглядит некоторым проигрышем перед ситуацией. Ведь, к примеру, для стойкого и поэтически настроенного человека логичнее, видеть под завершение своего пути красоту этого мира и наслаждаться этим и радоваться каждому утру.

Однако, не следует порицать Некрасова подобным образом и мыслить так однобоко. Не лучше ли задать себе вопрос, чем определяется мир для вас лично, каким становится каждое новое утро и почему? Многие детали, на которые указывает поэт действительно являются существенными, но почему для него какое-то утро выглядело именно таким?

Анализ стихотворения Утро по плану

Утро

Утро

Возможно вам будет интересно