Анализ стихотворения Пушкина Цветок

Это стихотворение Пушкина, написанное в тридцатых годах девятнадцатого века, относят к философской лирике. Впрочем, иногда и к любовной. Почему так?

Речь здесь идёт об одном маленьком цветке. И он уже даже не живой, ароматный и яркий. Нет, он засох между страниц книги, у него уже нет ни цвета, ни аромата. И эта «тень цветка», описание которого занимает первую строфу, даёт поэту повод для множества вопросов – ещё на три строфы. Сплошные вопросы! Поэту интересны сперва самые простые факты: где и когда цвел. Дальше уже мостик от цветка, как знака нежных чувств, к людям. Кто же его сорвал и зачем? Пушкину важно – знакомая ли рука это сделала. Возможно, он не угадал чувств какой-нибудь прекрасной дамы, не дождался ответа возлюбленной.

При каких обстоятельствах сорвали цветок: свидание, разлука, одиночество… Так любая мелочь может стать поводом для размышления, попытки понять себя и других.

И напоследок самые важные вопросы… Жив ли тот, кто оставил цветок в книге? Или уже ничего нельзя узнать, исправить, и загадка так и останется без ответа… В последних строках происходит прямое сравнение неизвестного человека с этим цветком. Человек тоже может увянуть, забытый. И жизнь человека во вселенском масштабе так же коротка, как и существование цветка. И кто угодно может сорвать его – прервать жизнь человека, даже без злого умысла, а ради какой-то своей цели.

Видимо, поэт боится, что мог что-то упустить, обделить кого-то вниманием, обидеть. Его тонкая поэтическая душа взволнована, даже укорена этим увядшим цветком. Кроме того, поэтическая фантазия представляет множество вариантов: один интересней другого.

Вдруг поэта мучила совесть? Или осталась неразделённая любовь из юности… Главное, что ему было небезразлично. В малом он видел отражение всего мира. Он представлял что-то, например, судьбу влюбленной, спрятавшей цветок, и уже становился частью её судьбы. Наблюдателем, для которого в мире (даже в мире фантазий) разыгрываются интереснейшие спектакли.

Впрочем, каждому было бы интересно разгадать тайну найденного послания. И натыкаясь на сорванный цветок, всё-таки, думаешь о любовной истории, подозреваешь, что цветок – «знак любви».

Читателю может стать интересен ещё один факт – что за книга, на какой странице оставлен цветок-знак. Возможно, в этом-то и было послание. Цветок – всего лишь закладка, показывающая нужный текст.

6 класс. 9 класс.

Анализ стихотворения Цветок по плану

Цветок

Цветок

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Баратынского Признание

    «Признание» было написано в 1824 году. Стихотворение в основе, которого, лежит лирическое произведение. Здесь прослеживается и поэзия и элегия. Главный герой выражает своё отношение к любимой женщине и раскрывает свою душу.

  • Анализ стихотворения Гумилева Жираф

    Начало стихотворения знакомит читателя с женщиной, слабой тонкой и ранимой. Ее грустный взгляд, вот что видит поэт перед собой. Он будто ребенка пытается успокоить и отвлечь рассказывая про необыкновенное место

  • Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим

    Практически все стихотворения Тютчева были посвящены определенным женщинам или музам, в которых он был влюблен. Также и стихотворение О, как убийственно мы любим вышло в свет

  • Анализ стихотворения Пушкина К морю 9 класс

    Это стихотворение заканчивает цикл романтических стихотворений А.С. Пушкина, написанных им в Южной ссылке. По форме произведение напоминает элегию, по жанру перед нами

  • Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

    Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который всё-таки пытается ответить Блок: «Дождёшься ли?» Мечты. Герой на берегу, волны у ног холодные – не переплыть