Анализ стихотворения Пушкина Цветок

Это стихотворение Пушкина, написанное в тридцатых годах девятнадцатого века, относят к философской лирике. Впрочем, иногда и к любовной. Почему так?

Речь здесь идёт об одном маленьком цветке. И он уже даже не живой, ароматный и яркий. Нет, он засох между страниц книги, у него уже нет ни цвета, ни аромата. И эта «тень цветка», описание которого занимает первую строфу, даёт поэту повод для множества вопросов – ещё на три строфы. Сплошные вопросы! Поэту интересны сперва самые простые факты: где и когда цвел. Дальше уже мостик от цветка, как знака нежных чувств, к людям. Кто же его сорвал и зачем? Пушкину важно – знакомая ли рука это сделала. Возможно, он не угадал чувств какой-нибудь прекрасной дамы, не дождался ответа возлюбленной.

При каких обстоятельствах сорвали цветок: свидание, разлука, одиночество… Так любая мелочь может стать поводом для размышления, попытки понять себя и других.

И напоследок самые важные вопросы… Жив ли тот, кто оставил цветок в книге? Или уже ничего нельзя узнать, исправить, и загадка так и останется без ответа… В последних строках происходит прямое сравнение неизвестного человека с этим цветком. Человек тоже может увянуть, забытый. И жизнь человека во вселенском масштабе так же коротка, как и существование цветка. И кто угодно может сорвать его – прервать жизнь человека, даже без злого умысла, а ради какой-то своей цели.

Видимо, поэт боится, что мог что-то упустить, обделить кого-то вниманием, обидеть. Его тонкая поэтическая душа взволнована, даже укорена этим увядшим цветком. Кроме того, поэтическая фантазия представляет множество вариантов: один интересней другого.

Вдруг поэта мучила совесть? Или осталась неразделённая любовь из юности… Главное, что ему было небезразлично. В малом он видел отражение всего мира. Он представлял что-то, например, судьбу влюбленной, спрятавшей цветок, и уже становился частью её судьбы. Наблюдателем, для которого в мире (даже в мире фантазий) разыгрываются интереснейшие спектакли.

Впрочем, каждому было бы интересно разгадать тайну найденного послания. И натыкаясь на сорванный цветок, всё-таки, думаешь о любовной истории, подозреваешь, что цветок – «знак любви».

Читателю может стать интересен ещё один факт – что за книга, на какой странице оставлен цветок-знак. Возможно, в этом-то и было послание. Цветок – всего лишь закладка, показывающая нужный текст.

6 класс. 9 класс.

Анализ стихотворения Цветок по плану

Цветок

Цветок

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Есенина Письмо матери

    Сергей Есенин – знаменитый русский поэт, чьи стихотворения до сих пор читают и любят. Стихотворение «Письмо матери» было написано в 1924 году – в последний период творчества поэта, который считается самым ярким и запоминающимся.

  • Анализ стихотворения Дон Пушкина

    Произведение входит в кавказский цикл сочинений поэта, созданных им во время его путешествий по казачьим станицам.

  • Анализ стихотворения Пускай мечтатели осмеяны давно Некрасова

    Основная часть любовной лирики Некрасова приходится на период середины его творчества и, конечно, жемчужиной среди всей этой лирики остается так называемый панаевский цикл, который представляет собой рассказ об амурных отношениях с Авдотьей Панаевой

  • Анализ стихотворения Ангел Бунина

    Основной тематикой произведения, относящегося к раннему поэтическому творчеству поэта, является авторский восторг красотой душевного мира человека, способного на искренние, нежные, тонкие чувства, а также на восхищение окружающим его природным миром.

  • Анализ стихотворения Есенина Гой ты, Русь моя родная

    Стихотворение «Гой ты Русь, моя родная…» является одним из самых известных и в то же время, одним из самых ранних произведений творчества великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Оно было написано в 1914 году