Анализ стихотворения Пушкина Демон 9, 10 класс

Название «Демон» ассоциируется в основном со стихотворением Лермонтова. И всё же произведение Пушкина также ценно, глубоко и эмоционально.

Это стихотворение поражает ритмом (написано четырехстопным ямбом), зарядом энергии. Современники увидели в Демоне дружескую пародию на Раевского – приятеля, но в то же время соперника поэта. Однако Пушкин отрицал подобный «шарж», говоря о большей масштабности стихотворения.

Здесь чувствуется философский подход, некий пессимизм, даже цинизм пожившего человека. В первых строках взгляд в прошлое: «В те дни…». И следует перечисления всех признаков бурной молодости – всё было ново: и чувства, и женщины, работа в сфере искусства и успехи со славой… Приходится автору прибегнуть к многосоюзию.

И вот Поэт признаётся, что уже тогда «злобный гений» стал являться к нему. Это тот (внутренний голос), который отравляет беззаботную радость, говорит, что всё пройдёт. Здесь происходит «перелом» повествования.

Поэт сравнивает демонские речи с ядом, используя метафору. Следует описание печального демона, пересказ его ядовитых речей. Эпитеты возвышены. Он убеждал юношу, что всё прекрасное – пустая фантазия, а вдохновение презренный жар. Не советовал верить в свободу и любовь. Он ничего во всем свете не благословлял, а лишь презирал.

С психологической точки зрения такое понимание может приходить к молодым людям. Со временем, видно, поэту всё наскучило – ничто не волнует кровь, то есть Демон сумел отравить его жизнелюбие. И Пушкин смеётся над своей юношеской наивностью. И хочет предостеречь новое поколение…

В философском смысле здесь говорится о двух крайностях: молодость и старость, страсть и безразличие. Опять же следует найти золотую середину: не забываться в юношеском восторге, но и не разочаровываться во всем мире.

Вариант 2

Своё стихотворение «Демон» Пушкин написал в 1824 году. Поэт чувствует, как всё чаще его начинает одолевать скептицизм, мешающий сполна радоваться жизни. Пушкин пишет, что это чувство приходит к нему с самой юности, когда жизнь кажется по-настоящему прекрасной. Однако уже тогда «яд» демона отравлял жизнь лирического героя, мешая в полной мере наслаждаться своей молодостью и всеми дарами жизни. Именно это чувство скептицизма представлено в стихотворении демоном – не абстрактным ощущением, а вполне конкретным, можно даже сказать, очеловеченным персонажем. Этот демон-искуситель ведёт беседы с лирическим героем, и весь его облик, его слова, «язвительные речи» внушают поэту ужас. Этот демон мешает даже творческому процессу, так как он презирает и вдохновение, и всё то, о чём пишутся стихи, он презирает само искусство.

Если рассмотреть стихотворение в контексте биографии Пушкина, то мы увидим, что он в некоторой мере был на этапе разочарования в жизни, ведь он побывал в южной ссылке, понял, чем чревато его творчество и как всё решается в мире власти и денег. Он не был полноценно счастлив на тот момент в творчестве, счастлив в любви, и, конечно же, это сказывалось на его мировоззрении, мировосприятии.

Пушкин изображает в своём стихотворении именно то искушение, которому подвластен каждый человек, и которое одолевало и самого поэта; демона, заставляющего видеть ложку дёгтя в каждой бочке мёда. Пушкин показывает, что с возрастом человеку свойственно всё больше сомнений, однако не стоит поддаваться им и становится чёрствым скептиком.

По направлению стихотворение можно отнести к романтизму. Образ демона, дьявола, искусителя был одним из излюбленных и наиболее распространённых образов у романтиков. По жанровой принадлежности стихотворение можно отнести к элегии и философской лирике, так как оно представляет собой грустное размышление о жизни, об общечеловеческих ценностях.

Написано стихотворение четырёхстопным ямбом, по композиции оно состоит из двух частей, противопоставленных словами «когда» - «тогда», из чего следует, что основным композиционным приёмом заявлена антитеза.

Анализ стихотворения Демон Пушкина

У каждого человека есть те или иные страсти, о чем поэту было известно очень даже не плохо. Еще когда он только учился в лицее, он не один раз влюблялся в девушек и ни разу, не стыдился данных ему чувств, ведь они даются свыше. Но, спустя годы, А. С. Пушкин, вдруг осознал, что чем больше восхищается жизнью, тем чаще одолевают мрачные мысли, где нет никакой нотки романтизма, одна лишь бренность человеческой души.

Так и создалась произведение «Демон», где скептицизм и множественные разочарования, представлены в виде сказочного героя. Поэт подметил, что это существо стало навещать его еще в молодости, когда все казалось простым и легким, когда все было удивительно и интересно. И в то же время, его мифическое существо не искушает поэта приобретением новых блаженств, которые так огромны в молодые годы. Напротив, пытается разрушить идеалы и мечты Александра Сергеевича Пушкина.

Этому сказочному персонажу автор предал простые человеческие черты характера, благодаря его скептицизму и хладнокровию медленно, но верно разрушил идеалы мира самого автора. И по достижению двадцати четырех лет поэт очень сильно был разочарован в людях и в их поступках, где нет любви и справедливости.

9 класс, 10 класс по плану кратко

Анализ стихотворения Демон по плану

Демон

Демон

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Капитаны Гумилева

    Став молодым человеком Николай Гумилев проникся духом романтизма и поиска приключений. Он много путешествовал, когда выдалась такая возможность, а ранее создал цикл под названием Капитаны, который был посвящен приключениям и путешествиям в дальние страны.

  • Анализ стихотворения Тютчева Осенний вечер 8, 10 класс

    Пейзажная лирика всегда углубляет читателя в мир грез, надежд, созидательности и грусти. Именно такое произведение Федора Тютчева «Осенний вечер». Из самого названия уже понятно, что произведение об осеннем пейзаже

  • Анализ стихотворения Свобода Некрасова

    Каждый результат творческой деятельности Н. А. Некрасова подтверждает участие автора в общественных событиях ХIХ века. Он не мог оставаться равнодушным к переживаниям народа, связанным с отменой крепостного права. Автор всегда разделял народные страдания

  • Анализ стихотворения Пауки Гиппиус

    Стихотворение «Пауки» Зинаида Гиппиус написала в 1903 году. Это было время перед революциями, время трудное, когда многие мыслящие люди зашли в тупик и не понимали, как жить дальше.

  • Анализ стихотворения Батюшкова К другу

    Каждый поэт в какой-то степени реагирует на действительность, он обладает собственной системой философских взглядов или просто неким набором принципов, мировоззрением. Так или иначе, отношение к внешнему и внутреннему