Анализ стихотворения Пушкина Свободы сеятель пустынный 10 класс

1823 год стал для А.С.Пушкина не лучшим годом для творчества. Южная ссылка, которую он отбывал из-за того, что написал стихотворение против императора, оставила глубокий след в его жизни и работе. В этот период, он создал одно из своих лирических произведений «Свободы сеятель пустынный».

Это стихотворение образец гражданской лирики.

Тема произведения – разочарование в огромной роли поэта как вестника истины и свободы.

Основная мысль заключается в побуждении народа к стремительным действиям за светлое будущее страны.

Условно, произведение можно разделить на две части. В первой повествуется о сеятеле, а во второй – обращение к мирным народам.

Основой сюжета стихотворения становится популярный библейский рассказ о земледельце, который сеет пшеницу, но он не уверен в том, что из всех семян прорастет колосок. Одну часть зерен съедят птицы, вторая – попадет на камень и высыхает без воды, другую – потоптают люди. Лишь небольшая часть семян, попав в благоприятную среду, обязательно взойдет. А.С.Пушкин сравнивает себя с сеятелем. Он верит в то, что ему удастся донести до народа необходимость перемен в обществе. С помощью этого, каждый человек сможет обрести настоящую свободу. Однако, А.С.Пушкин уверен в том, что ему меньше повезло, чем земледельцу, который получил хоть часть хорошего урожая. Поэт расстроен, он считает, что попросту потратил время и силы.

Автор называет народ стадом, которому воля и даром не нужна. В то же время, А.С.Пушкин жалеет о том, что каждый человек заботиться лишь о собственном благе и не осознает, чем это может грозить в будущем. Имея крышу над головой и сытый желудок, современники писателя не хотят осознавать, что они лишь марионетки в руках властей. И это терзает душу поэта. Он осознает, что не в состоянии изменить мнение народа, который привык терпеть и довольствоваться малым.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Поэт чередует перекрестную рифму с парной. А.С.Пушкин использует средства художественной выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты и стилистические приемы.

Вариант 2

Это стихотворение Пушкин писал в 1823 г. Надо сказать, что то время было сложным для поэта. Он был разочарован в мечтах о любви к вольным поступкам и мыслям.

Пушкин понимает всю несостоятельность попыток добиться свободы. В его произведении он говорит об отсутствии уверенности в результативности своих слов, он не видит влияния своих призывов и наставлений на публику.

Произведение Пушкина “Свободы сеятель пустынный” является позднеромантическим. В нем поэт полностью разочарован в своих романтических идеалах. Стихотворение можно отнести к гражданской лирике.

Сам поэт - просветитель, который сеет в народы идеи преобразований, в том числе революционных. Но в то же время его наставления не предназначены для тех, кого Пушкин ассоциирует со скотом. В нем герой говорит о бездействии народа и отсутствии у него необходимости что-то изменить, сам же он более ничего не может сделать для изменения ситуации.

Он вынужден смириться с пассивной ролью народа. Однако он винит его в отсутствии поддержки его призывов. Все это недовольство и отчаянность выражены романтическим восприятием мира писателя.

Темой произведения является разочарование в самой главной миссии поэта, его отказ от следования пути свободы. Главная мысль все-таки кроет робкую надежду на то, что люди услышат его наставления и призывы.

Во 2-ой части произведения герой призывает к народам, будто решив отказаться от будущих наставлений из-за бездействия людей. Однако произведение обращено к немногочисленной массе, способной понять ее роль в истории и откликнуться на наставления поэта.

В своем стихотворении мастер слова пытается разбудить те единицы масс, которые еще могут высказать свое недовольство и начать двигаться к свободе. Те же, кто причислен к «стаду» не находят поддержки в его словах.

Эпиграф заимствован из Евангелия Матфея. Это 1-ая строчка притчи про сеятеля. В ней Иисус говорит о восприятии Слова Бога. Но не все слышат его и действуют по его законам.

Сеятель в притче является самим Иисусом. Поэт же сравнивает с ней свои задачи и призывы к освобождению и противоречию проповедям Иисуса. Поэт, однако, уже не надеется получить отклик толпы. В стихотворении он говорит о том, что потерял немало времени и его труды были напрасны.

Данное сочинение можно разделить на 2 части. В 1-ой из них рассказывается о деятельности поэта-сеятеля, и его “живительном семе” – работах политического характера и высказываниях. Во 2-ой же части вначале был использован черновик “Моего беспечного незнанья”, а потом она приобрела свою окраску.

Анализ стиха Свободы сеятель пустынный

Пушкин открывает свое стихотворение фразой на стилизованном церковнославянском, которая отсылает к Евангелию от Матфея. В этом Евангелии, а также в некоторых других библейских источниках, есть притча о сеятеле, который засеивает семена в сердца людей, каждый из которых по-своему воспринимает дарованное семя.

Вообще трактовки тут могут быть немного разные. С одной стороны сеятель является Господом и семя даровано каждому человеку изначально, только он может распорядиться им различным образом. Например, жизнь праведная и с верой является взращиванием семени, а жизнь бездарная – не дает полезных всходов.

Также сеятелем является пророк и несущий слово Божие. Учитывая то, что новый Завет посвящен в основном Иисусу, то сеятелем является именно он, тот, кто засевает слово, которое также пробуждает, то изначальное семя. Иисус является самим Господом, точнее Его сыном, но Он – составная часть Троицы и представляет собой небесную иерархию, поэтому дар его слова тоже является даром божественным.

Соответственно, так или иначе, Пушкин обращается к Господу и в рекомендательном тоне указывает не засеивать «семена своя». Вполне возможно также сеятелем Пушкин считает и себя, тогда он кощунственно сравнивает себя с Иисусом или, как минимум, великим пророком. Подобная гордыня и надменность уже являются препятствием для того чтобы выступать в качестве настоящего пророка.

На мой вкус, дальнейшее стихотворение пронизано не только надменным, но и человеконенавистническим настроением. Пушкин берет на себя какую-то миссианскую роль, в которой, будто бы разочаровывается после стараний «но потерял я только время» и понимает, что простые люди – не более чем скот. Мне кажется, подобное отношение может обуславливаться только слабостью и несостоятельностью автора, который на фоне своего привилегированного положения и каких-то достижений, начинает мнить себя великим созданием, превосходящим других.

Тем не менее, совершенно очевидно, что, если взять, даже пусть не всех, но некоторых из «народов» про которых пишет Пушкин и предоставить этим людям подобные условия, то они смогли бы достигнуть не меньшего. Поэтому пренебрежительное отношение к «стадам», которым не нужны «дары свободы» кажется слегка опрометчивым, ситуация не так однозначна. С другой стороны нотки разочарования и общий посыл данного стихотворения мне вполне понятны, толпа – тупа, действительно, этот факт довольно часто имеет свое подтверждение.

Анализ стихотворения Свободы сеятель пустынный по плану

Свободы сеятель пустынный

Свободы сеятель пустынный

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Я жить хочу, хочу печали Лермонтова

    Как известно, человек стремится к приятному и старается испытывать поменьше неприятного. Таково его естественное отношение к этому миру, которое проявляется даже и у животных, которые тоже старательно избегают страдания.

  • Анализ стихотворения Пушкина Из Пиндемонти

    Поэт пишет о себе, о свободе своего творчества и души. В первой части стихотворения он говорит о том, что для него НЕ важно. "Пустое" для Александра Сергеевича - почести, богатства, слова...

  • Анализ стихотворения Шаганэ ты моя Шаганэ Есенина

    Автор всю свою сознательную жизнь грезил о путешествии в дальнюю Персию. Но его желание, так, к сожалению и не сбылось. Но, в 1924г. поэт съездил на Кавказ, и после этого создался очень красивый и трогательный

  • Анализ стихотворения Утро Некрасова

    Произведение является одной из составных частей сборника стихотворений, написанных перед кончиной поэта и представляющих данный поэтический цикл как наиболее мрачные и пронзительные творения.

  • Анализ стихотворения Я выросла Барто

    Произведение является составной частью лирического творчества поэтессы, посвященного детям. Композиционная структура стихотворения отличается простотой и ясностью и состоит из пяти четверостиший