Анализ стихотворения Пушкина Я пережил свои желанья

Свое произведение «Я пережил свои желанья» А.С. Пушкин написал в 1821 году, когда он находился в южной ссылке. Это время оказалось сложным периодом для поэта, поскольку обстоятельства жизни его буквально сломили: он был обречен на одинокое существование вдали от лицейских друзей.

Стихотворения, которые писал автор в 20-ые годы, пропитаны духом романтизма. Поэт наделил лирического героя в этих произведениях чертами своего собственного образа – образа молодого изгнанника, одинокого и тоскующего, обреченного на страдание и разочарования в жизни. Содержание стихотворений предопределило и жанр, в котором А.С. Пушкин творил, - это был жанр элегии.

В основе этого жанра лежат рассуждения о превратностях судьбы, разочарованиях в жизни и одиночестве. Ключевая тема может быть выражена в форме вопроса: есть ли смысл бороться с житейскими трудностями, если одиночества и смерти избежать невозможно? Поэт своеобразно отвечает на поставленный вопрос: он создает романтическую картину, центром изображения которой становится единственно оставшийся на ветке лист.

Композиция стихотворения составляют три строфы, в которых раскрывается вся внутренняя жизнь лирического героя, а также и его трагедия. В первой строфе отражается нынешнее состояние, в котором пребывает герой.

Его мучают страдания, и он чувствует внутри себя опустошенность из-за того, что пропали желания и утратились мечты.

Во второй строфе скрыто указывается на первопричины подобного состояния и описываются последствия. Несчастья в жизни способствовали преждевременному увяданию лирического героя. Одинокое существование ему кажется только томительным ожиданием грядущей смерти.

Третья строфа полностью построена на приеме сравнения жизни лирического героя с листиком на дереве. Лист оказался последним; хотя и держался дольше всех, но и он обречен на гибель. Вопреки мрачному и безнадежному пафосу, поэт вложил в стихотворение и надежду: когда дерево теряет последний лист, оно не умирает, и новая жизнь начнется с того момента, как наступит весна.

Принцип сравнения определяет композицию стихотворения. Метафоры, которые использует автор, олицетворяют внутренний мир лирического героя: плоды сердечной пустоты, бури судьбы и др.

Для поэта становится значимым использование многозначных слов: слово «буря» он использует и при описании неудач в жизни, и при создании образа, который олицетворяет волнения природы. Такой прием еще сильнее утверждает тождество лирического героя и листа. В первом случае слово употребляется в качестве метафоры, а во втором случае используется его прямой смысл.

Последний лист, образ которого является центральным в этом стихотворении, является символом стойкости и внутренней силы, которая позволяет бороться там, где иные сдаются.

Анализ стихотворения Я пережил свои желанья по плану

Я пережил свои желанья

Я пережил свои желанья

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Высоцкий Я не люблю

    В стихотворении Я не люблю В. Высоцкий рассказывает о своих принципах. Он высказывает смело свою позицию, даже если она не соответствует общепринятой. Поэт делает это с помощью личного Я

  • Анализ стихотворения Айя-София Мандельштама

    Произведение из первого сборника поэта посвящено одному из шедевров мировой архитектуры – главной мечети Стамбула, прежде бывшей храмом святой Софии.

  • Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь 6 класс

    Афанасий Фет написал произведение «Еще майская ночь…» в 1857 году. Литературные критики относят это произведение к большому циклу лирических пейзажей. Произведение носит название красивое и читатель в предвкушении может смотреть

  • Анализ стихотворения Баратынского Родина

    дивительное философское отношение к Родине, к жизни и своему месту в ней передано в стихотворении. Здесь от первого лица рассказчик обещает вернуться, вопреки высшему свету и молве, на Родину – к родным полям, к иконам

  • Анализ стихотворения Ассаргадон Брюсова

    Поэты нередко описывают и рассматривают фигуры сильных мира сего. Во многом такие личности представляют для творческих людей интересное пространство для деятельности, ведь они невероятным образом отличаются от самих