Анализ стихотворения Рубцова В горнице

Лирическое произведение Николая Рубцова «В горнице» — это одна из самых известных творческих работ поэта. Представленный стих часто причисляют к русскому народному творчеству, поскольку он наполнен богатыми символичными образами, а также искренностью и особой душевностью в словах. Специально для этого стихотворения создаются музыкальные композиции, которые потом исполняют знаменитые певцы со сцены.

В целом, стихотворение «В горнице» освещает воспоминания поэта о своем далеком детстве, о матери («матушка возьмет ведро…») и о жизни в целом. В нем заложен внутренний духовный кризис лирического героя, который он в итоге с успехом преодолевает.

Горница, с которой начинается стихотворение Николая Михайловича, издавна считалась одним из самых главных помещении в домах русского деревенского народа. Ведь именно горница вмещала в себя достаточно большее количество народу в дни праздников и трауров. В этом, так называемом, центре дома, хозяева встречали и провожали гостей, собирались на семейные советы, играли маленькие дети.

Созданный образ уюта и тепла в первой строчке дополняется символом звезды, освещающей горницу: «…это от ночной звезды», что очень характерно для творчества Рубцова. Звезда символизирует надежду, идеалы и судьбу человека. Затем возникает образ матери, которая, не произнеся ни слова, приносит в дом воду. Однако на этом и завершаются воспоминания из детства.

Во второй строфе меняется настроение повествования. Поэт делится с читателем своей невосполнимой утратой и безрадостной переменой в судьбе, облачив их в метафоричные символы — красные цветы и догнивающую лодку на речной мели. Цветы, как образ, имеют автобиографический смысл. Он заложен в воспоминаниях о матери Николая Михайловича. А упоминание лодки можно охарактеризовать как разрушенную судьбу, прибитую к берегу быстрым течением жизни.

В третьей строфе стихотворения Рубцова «В горнице» прослеживается тоскливое настроение. Лирический герой тоскует по прежним временам, что подчеркивает образ плакучей ивы, как символ печали, в стихотворении.

Однако жизнь продолжается и об этом поэт повествует в последней строфе своего стихотворения: «завтра будет хлопотливый день» и что лирический герой «будет поливать цветы», «думать о своей судьбе» и «лодку мастерить», чтобы они не продолжала гнить.

Несомненно, утрата близкого человека, для каждого — это ни с чем несравнимое событие по своему разрушительному влиянию на жизнь. И все же необходимо отыскать в себе силы и идти дальше, стараясь помнить, но не оглядываться на прошлое. В этом и заложена основная идея анализируемой творческой работы.

Судя по итоговым строчкам стихотворения, можно смело говорить о том, что у Николая Рубцова получилось справиться с этим тяжелым испытанием в судьбе и жить дальше. Безусловно, в душе поэта до последнего дня оставался след от утраты любимой матери. Именно поэтому он решился поделиться своими переживаниями с читателем. А эта искренность поэта, в свою очередь, сделала лирическое произведение широко популярным в народе.

Литературный анализ

Произведение относится к лирическому творчеству поэта и по жанровой направленности является песней, раскрывающей авторские чувства и мысли.  

Основной тематикой стихотворения отображаются детские воспоминания поэта в виде описания горницы, являющейся одной из центральных комнат русского дома.

Композиционная структура стихотворения представляет собой метрическую систему, в которой стихосложение имеет слогоударную форму, и состоит из четырех четверостиший (катренов), сложенных в линейную, последовательную схему.

В первой строфе описывается экспозиция в виде места действия повествования, горницы. Во второй строфе действие подвергается завязке в форме начала действий лирического героя, которые в содержании третьей строфы приходят к стихотворной развязке в виде планирования мероприятий для преодоления душевных терзаний. Кульминацией стихотворения становится авторская мысль о необходимости построения дальнейшей судьбы, несмотря на потери, боль и тоску.

Повествовательное содержание ведется от лица лирического героя, передающего авторский поэтический замысел в форме изображения внутреннего конфликта, выраженного в духовном кризисе человека.

В качестве стихотворного размера используется форма четырехстопного хорея в сочетании с пиррихием и мужской клаузулы, включающих перекрестную рифмовку с применением открытых мужских рифм, оканчивающихся на гласный звук.

Среди художественных средств выражения преобладают многочисленные эпитеты и развернутые метафоры, создающие лейтмотив душевного состояния лирического героя. Кроме того, поэт использует в стихотворении литературный прием в виде инверсии, меняющий звуковую интонацию произведения и придающий ему наибольшую выразительность. 

Отличительной особенностью стихотворения является его неприкрытая мелодичность и особая звукопись в виде ассонанса, подчеркивающие взволнованность, задушевность, трогательность повествовательного содержания. Помимо этого, динамичность лирической сюжетной линии придает применение поэтом разнообразных глаголов, а также местоимений, усиливающих ощущение несостоявшейся жизни лирического героя.

Использованные в произведении образу природного пейзажа демонстрируют неприкрытую любовь лирического героя к рано ушедшей матери и отображают его чувства грусти, тоски и печали.

Анализ стихотворения В горнице по плану

В горнице

В горнице

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого

    Изучив стихотворение «Некрасивая девочка» мне кажется, что лирическим героем в нем является неряшливая, смешная личность. Она как из анекдота. С первых же строк произведения понятно, что это очень особенная девочка, как-будто таких больше не существует

  • Анализ стихотворения Вечер Бунина 11 класс

    Произведение представляет собой стихотворение, относящееся к пейзажной лирике поэта с элементами философии, рассматривающей в качестве основной темы проблему человеческого счастья.

  • Анализ стихотворения Блока Река раскинулась

    Это философское, но в то же время весьма эмоциональное стихотворение, богатое повторами и восклицаниями, а также образами, которые характерны для творчества Блока. Например, костры как символы надежды здесь озаряют даль

  • Анализ стихотворения Ландыш Маршака

    Произведение относится по жанровому направлению к лирическому стилю с включением философских элементов и в качестве основной тематики рассматривает человеческое восприятие живописной картины природного пейзажа.

  • Анализ стихотворения Уж верба вся пушистая Фета

    Произведение было сочинено в 1844 году и не имеет отдельного названия. Названием считается главная строка рукописи. Главной мыслью творения считается канун весны.