Анализ стихотворения Толстого Колокольчики мои (цветики степные)

Стихотворение А. К. Толстого «Колокольчики мои» представляет собой смешение тем природы и человека, их тесного взаимодействия друг с другом.

С первых же строк стихотворения со стороны лирического героя звучит доверительный искренний монолог. Его чувства смешанные – это и сожаление, и нежность, и любовь к природе. Образами, к которым он обращается, являются темно-голубые колокольчики, которых герой встречает в степи. Автор ласково обращается к ним, участливо выясняя «что глядите на меня?». Сам того не желая, его конь безжалостно топчет голубые цветки, так как они занимают проезд. Через местоимение «мои», уменьшительно-ласкательное слово «цветики» проявляется отношение к колокольчикам, так как все, что окружает его, принимает участие в судьбе страны. Не случайно авторское обращение к всемирно известным колокольчикам, которые по форме обращают мысли читателя к церковным колоколам. При этом символизируют легкость, самоотверженность, отсутствие гордыни жителей страны. 

Во второй строфе автор вводит образ коня «славянского» с его характеристикой как целенаправленного животного, который лихо перемещается в пространстве. Автор будто находит оправдание за «неукротимый бег» лошади, которая топчет по пути невинные растения.

В последующих строфах произведения автор мысленно создает пространство, в котором видит эпизод из прошлого эпохи средневековья. Он вводит читателя на новый этап, вспоминая важнейший исторический момент – то, как стремительно происходило увеличение территорий Руси.  Это одна из его версий, по которой происходит столкновение народа и самого хозяина при въезде «в светлый град». Ожидание гостей сопровождается колокольным звоном. Тема православия, таким образом, неотделима от существования людей разных сословий.

Рассматривая образы в совокупности, можно говорить об использованной автором метафоре. Благодаря ей просматривается исторический факт – объединение народов и тревожные мысли, связанные с этими событиями. Конь, колокольчики – символы, которые сопутствуют бегу коня. Это животное выступает в роли сознания народа, имеющего цель, подчинение единому хозяину - государю в «шапке Мономаха».

Кольцевая композиция стихотворения возвращает к начальному настрою автора, который порой не в силах сдержать свою радость за величие своей родины, с гордостью заявляя о том, что будущее впереди.

Автор передает восторг, подчеркивает преданность народа, желание и радость от возможности служить царю. Размах его мыслей необъятен. Таким образом, на фоне природы родного края автор философствует о жизни, о происходящих событиях много лет назад. Некоторые фразы звучат будто гимн, признание своей стране («наша кровь едина»), сопровождаясь восклицаниями и вопросами. Большинство слов обозначают динамику («лечу стрелой», «неукротимый», «промчаться», «во весь опор»).

Анализ стихотворения Колокольчики мои по плану

Колокольчики мои

Колокольчики мои

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Зима Апухтина

    Произведение является одним из стихотворений поэта, написанных в жанре философско-психологической лирики. Ключевая тематика стихотворения представляет собой авторские размышления о смысле человеческой жизни, ее скоротечности и необратимости

  • Анализ стихотворения Рубцова В горнице

    Лирическое произведение Николая Рубцова «В горнице» — это одна из самых известных творческих работ поэта. Представленный стих часто причисляют к русскому народному творчеству, поскольку он наполнен богатыми символичными образами

  • Анализ стихотворения Фета Шепот, робкое дыхание

    Стихотворение было написано А. Фетом в 1850 г. и является одним из центральных во всем его творчестве. С момента выхода в свет произведение сразу же получило ряд неоднозначных оценок.

  • Анализ стихотворения Пушкина Погасло дневное светило 9, 10 класс

    Стихотворение «Погасло дневное светило» было написано А. С. Пушкиным во время его пребывания в южной ссылке в 1820 году. Это один из примеров лирики романтического периода А. С. Пушкина

  • Анализ стихотворения Детская Брюсова

    Детское сознание, особенности детской игры всегда привлекали поэтов и творческих людей. Нужно сказать, детское восприятие в целом представляет существенный интерес, так как нередко является гораздо более чистым