Анализ стихотворения Толстого Замолкнул гром, шуметь гроза устала…

Стихотворение А. К. Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала» – это выражение искренних чувств автора в отношении собственного видения природы после дождя. Читатель становится свидетелем того, как невидимая сила заставляет его преклоняться перед пейзажами родных просторов.  

Произведение напоминает эпизод из текстов русского народного фольклора, который отличается напевностью, торжественностью. Поэт является наблюдателем и любителем природы. Начальный этап затишья чувствуется в первой строке текста, когда шум дождя и других явлений природы, сопровождающих его, исчезают: «замолкнул гром». Поэтапное наступление очередного явления («светлеют небеса») не заставило себя ждать. С этого момента начинает обращать внимание цветовая характеристика, использованная автором. Светлый тон сменяется светло-синим оттенком («лазури полоса»). При этом на задний план уходи темная дождливая туча («меж черных туч»). Золотой тон становится предвестником скорого появления долгожданных солнечных лучей. Именно таково восприятие автора, который отмечает, что вода, наполнившая цветы во время грозы, с одной стороны, прозрачная, с другой – заметно поблескивает золотом («пылью золотой»).

Жалость, мольба, упрек – масса смешанных чувств выражает Толстой в последней строфе. Это связано с тем, что человек, по его мнению, представляет угрозу не только этим цветам, а любому растению на земле. Эта строфа звучит как призыв – бережно относиться к любому проявлению природы.

В стихотворении нет ни одного героя. Автор обращается ко всему человечеству. Для этого он мастерски обращается к некоторым средствам художественной литературы. Олицетворения «гроза устала», «замолкнул гром», «дрожат цветы» оживляют природные явления, будто позволяя их воскресить, позволить сделать своими собеседниками. Многократное использование глаголов создают постоянное ощущение движения: «замолкнут», «дрожат», «топчи», «засияла». Метафора «пылью золотой» раскрывает особое настроение, мысли писателя в отношении к природе. Восхищению автора красотой окружающего мира нет предела и благодаря эпитетам: «пылью золотой», либо же создают особое усиление чувств «презрительной пятой».

Таким образом, А. К. Толстой ставит природу на один уровень с человеком, позволяя участвовать ей в жизни «царя природы». Находясь в тесной взаимосвязи, они зависят друг от друга. Этот стих звучит как своеобразный гимн человеку, чтобы помочь сохранить природу и оценить ее красоту.

Анализ 2

В произведении Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала» он описывает свои собственные переживания за природу. Кроме этого больше всего ему нравится наблюдать за природой, но больше всего это ощущение повышается, когда пройдет дождь, а на улице все еще пахнет дождем и с крыш и с деревьев капают капельки дождя. В это время читатель замечает, что неведомая сила захватывает писателя и заставляет переживать за природу и преклоняться не только перед ее красотой, но и перед родными просторами, где он родился и вырос.

Если вдуматься в прочитанное, то его можно сравнить с напевами или торжественностью, которая появляется в фольклоре. Из этого можно сделать вывод о том, что автор является любителем природы, а также своего края. Сначала природа замолкает, это происходит после того как прекратился дождь. Немного погодя по небу стали проноситься светлые тучи, а потом они превратились в белые и пушистые облака. Но темная туча до конца не исчезла с неба, она осталась на заднем плане неба и это очень хорошо видно на картине. Сквозь облака просвечиваются золотые и теплые лучи и из этого можно сделать вывод о том, что совсем скоро выглянет яркое солнышко, которое озарит всю землю своими лучами.

В последних строках автор добавляет жалости, мольбу и упреки. И это все происходит, потому что ему очень сильно жалко природу, которую по его словам портит именно человек и причиняет ей только боль. Из всего этого можно сделать вывод о том, что нужно бережно и аккуратно относится к природе.

Здесь нет ни одного героя, и поэтому все обращения автора идут ко всем людям. И в них он использует художественную литературу. При помощи некоторых эпитетов он показывает, что природа может не только умирать, но и воскреснуть. А при помощи глаголов это все начинает двигаться в разных направлениях. Поскольку ему очень даже нравится природа, и он восхищен ей, то эпитеты приводятся восхищенные.

Прочитав данное произведение можно понять только одно, что Толстой пытается показать, что природа практически ничем не отличается от человека и может даже стоять с ним на одном уровне. А это значит, что они зависят напрямую друг от друга. Можно сказать, что это является гимном для любого человека, чтобы он не только ценил природу, но и берег ее.

Анализ стихотворения Замолкнул гром, шуметь гроза устала по плану

Замолкнул гром, шуметь гроза устала

Замолкнул гром, шуметь гроза устала

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Признание

    «Признание» Александра Пушкина - одно из стихотворений, относящихся к жанру интимной лирики. Оно написано в 1826 году и посвящено Александре Осиповой – соседке поэта по поместью в Михайловском.

  • Анализ стихотворения Буря Фета

    Афанасий Фет завершает свое творчество финальным сборником, который получил название «Вечерние огни». Он увидел свет в 1883 году, потом было выпущено еще три переиздания, а последняя версия вышла

  • Анализ стихотворения Тень друга Батюшкова

    Земля русская всегда славилась великими именами поэтов и писателей. Батюшков Константин Николаевич не является исключением. Человек творческий, впечатлительный, живущий эмоциями он оставил свой след с истории поэзии России.

  • Анализ стихотворения Первый снег Брюсова 7 класс

    Произведение относится к пейзажной лирике, однако в отличие от традиционных стихов данного жанра в качестве природного предмета восхищения для поэта становятся не окружающая деревенская природа, а картина заснеженной Москвы.

  • Анализ баллады Толстого Василий Шибанов

    По жанровой направленности произведение относится к разновидности исторической баллады, созданной в стиле устного фольклорного народного творчества.