Анализ стихотворения Июль - макушка лета Твардовского

Для русской поэтической традиции середины предыдущего века было характерным использование своеобразной рифмы, которая создавала ощущение чего-то наподобие ступенчатого водопада, по которому скатывается и внимание и вода рифмованных строк. Эти рифмы также наблюдаются и у Тарковского и других литераторов того времени.

Июль — макушка лета.. - одно из популярных стихотворений Твардовского. Рифма тут представляет собой схему: ааваававаава, то есть двойные рифмы перемешиваются с обволакивающими строками. Такая структура при прочтении создает ощущение какой-то быстротечности и елеуловимости.

Собственно, этого во многом и хотел достигнуть автор, который констатирует приход середины лета, но этот зенит также становится и символом пройденного времени и бренности всего бытия. Такие мотивы подчеркиваются образами кукушки и дневного света, которого становится меньше.

Такие рассуждения и образы создают ощущение зыбкости всего бытия, вводят читателя в сферу философских раздумий. Субъект речи использует довольно фатальные формулировки наподобие «песня спета», которые подчеркивают «пол-лета нет». Конечно, эти рассуждения могут заставить поразмыслить о вариантах восприятия действительности, ведь, как известно, только для пессимистов пол-лета нет, а для оптимистов пол-лета впереди.

Тем не менее, подобный взгляд был бы чрезмерно банальным. Вероятнее всего, Твардовских хотел сказать про возможность увидеть даже в самом расцвете чего-либо, в самой вершине признаки увядания, признаки окончания и упадка.

Мотив окончания лета как праздника жизни спустя 20 лет будет повторен отмеченным ранее Андреем Тарковским в стихотворении Вот и лето прошло.. , где тоже будет рассматриваться быстротечность времени и ускользающей жизни. Твардовский задает тон для подобных поэтических размышлений, они вполне согласуются с фаталистическими предвоенными настроениями 1941 года, когда написано стихотворение, и популярными в тот период философскими идеями экзистенциализма.

Эти темы легкости уходящего времени-бытия дают читателю медитативное настроение. Прочитанные строки во многом воспринимаются глубже уровня простого рассудка.

Литературный анализ

Произведение относится к лирическому творчеству поэта и в качестве основной темы стихотворения рассматривает безвозвратный уход летнего периода года.

Повествование в стихотворении ведется от лица лирического героя, через ощущения которого поэтом передается гармоничность окружающей природы.

Стихотворным размером при написании произведения выбирается форма трехстопного ямба с параллельными рифмами, отличающихся четкими, ясными, динамичными и живыми выражениями, передающими кратковременность природных изменений. 

В качестве художественных средств выразительности автор использует многочисленные формы метафор («убыль света»), эпитетов («прощальный свой привет»), ассонансов в виде повторения гласного звука, аллитерацию, передающую созвучность согласных, а также применяет выражения из народной лексики («скрытнейшая из примет») и повтор одной и той же строки в начале и финале стихотворения («июль-макушка лета»), что придает произведению большую лиричность и песенное звучание.

Отличительной особенностью стихотворения является применение своеобразного приема звукописи с употреблением глаголов в повелительном наклонении, подчеркивающих игривость в душевном настрое лирического героя, а также отражающих звуки июльского месяца, являющегося серединой лета.

Авторский замысел стихотворения демонстрирует необходимость наслаждения получения удовольствия от каждых прожитых жизненных мгновений, поскольку течение времени неумолимо и с этим приходится смириться.

В образе июльского месяца поэт представляет великолепный период года, символизирующий переходный этап от юношества к зрелому состоянию человека, выражающийся в поворотном моменте в судьбе людей, который позволяет внести корректировки в человеческой жизни, исправив собственные ошибки.

Содержание стихотворения подчеркивает атмосферу беззаботности, счастья, радости, перечисляя в виде значимых примет июльского времени собирание липовых цветов, сокращение дневного света, прощальный стук кукушки, налитые хлебные колосья.

Стихотворение наполняется поэтом светлой печалью, грустью, тоскливыми душевными переживаниями по уходящему в небытие тёплому лету, но при этом передает трепетное отношение автора к дуновению ветерка, звуку пастушьих рожков, к мельчайшим природным изменениям, влекущим скорое наступление осеннего времени года, славящегося обилием холодных дождей, желтой опавшей листвой и прощальным курлыканьем журавлиной стаи.

Произведение демонстрирует поэтическое настроение автора в виде легкого сожаления о мимолетной смене времен года.

Анализ стихотворения Июль - макушка лета по плану

Июль - макушка лета

Июль - макушка лета

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7, 9 класс

    М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Ангел» в свои шестнадцать лет. Сюжет произведения основан на колыбельной песни, которую пела Мария Михайловна – мама писателя, своему сыну.

  • Анализ стихотворения Поэт Лермонтова 9 класс

    Стихотворение «Поэт» было написано Лермонтовым в 1838 г. К этому времени он уже имел широкую известность и славу, прежде всего, за произведение «Смерть поэта».

  • Анализ стихотворения Приморский сонет Ахматовой

    Произведение представляет собой стихотворение, написанной в канонической жанре лирики, называемом сонетом, и относится к позднему творчеству поэтессы.

  • Анализ стихотворения Пушкина 19 октября

    Знаменитое и известное стихотворение «Девятнадцатое октября» великого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича уже очень давно получило своё признание и народную славу. Стоит отметить, что это стихотворение является строфическим

  • Анализ стихотворения Лермонтова Завещание 8, 10 класс

    В этом стихотвлоении-завещании поэт, будто погибающий от вражеской пули после боя, ведет свой монолог. Он обращается к другу с просьбой побыть с ним рядом в последние минуты. Естественно, умирающему бы передать что-то родным и друзьям