Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

Произведение по жанровой направленности относится к балладе, характеризующейся наличием эпического сюжета, интриги, а также имеющей лирические оттенки.

В основе сюжетной линии лежит описание героического поступка мальчика, десяти-двенадцати лет, помогающего советским воинам в уничтожении фашистского оружия, тем самым не только освободив часть небольшого русского городка от захватчиков, но и участвовав в спасении от верной гибели многих людей.

Структурная композиция стихотворения представляет собой кольцевую форму, отличающуюся одинаковым началом и концом, подчеркивая тяготы военного времени и выражая надежду на долгожданную победу. Стихотворение включает в себя десять четверостиший, чередующих между собой повествование лирического героя в форме монолога и его разговор в виде диалога с мальчиком, при этом поэт, несмотря на краткость произведения, раскрывает характерные черты героем стихотворения. 

Основные элементы стихотворной композиции представляются в виде экспозиции, передающих описание знакомства танкистов с мальчиком и авторское сожаление, связанное с незнанием имени героя, завязки, в которой мальчик сообщает место расположения орудия врага, а также кульминации и завязки, изображающих уничтожение врагов и выражение благодарности маленькому герою. 

В качестве стихотворного размера в произведении используется форма ямба в сочетании с перекрестной рифмовкой, а среди средств художественной выразительности присутствуют многочисленные эпитеты, метафоры, олицетворения и сравнения. Помимо этого, поэт через лирического героя употребляет разнообразную разговорную лексику, придающую стихотворению живой, музыкальный лейтмотив русской народной речи.

Несмотря на оттенок публицистики, стихотворение создает яркое впечатление реальности и правдивости происходящих событий военных лет, олицетворяя в образе героя-мальчишки всех тех ребят, которые, рискуя собственной жизнью, оказывали помощь своей стране, сражаясь наравне со взрослыми на передовой, в тылу врага, в партизанских отрядах, для ее скорейшего освобождения от фашистских захватчиков.

Вариант 2

На тему войны писали многие авторы, так как она коснулась каждого человека того времени. Война унесла много жизней, поэтому оставила глубокий след в памяти людей, который отзывается болью. Произведения, написанные на военную тематику, помогают передать всю картину военного времени подрастающему поколению, для того, чтобы они всегда помнили, ценили мужество и смелость бойцов.

Одним из таких произведений является стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста». Автор, будучи журналистом, прошёл всю войну от начала до конца, он видел все ужасы того времени. В силу своей профессии он много общался, ему много рассказывали военных историй, а он отражал это в своих работах. Помимо статей автор пробовал писать и стихи. Данное стихотворение написано в форме повествования танкиста о военных действиях, в которых помогают дети. Но когда читаешь, создаётся впечатление, что танкист это сам автор, ведь рассказ он ведёт от своего имени.

Был очередной трудный бой за улицу, танкисты прорывались к площади вперёд. Но они не могли понять, где же спрятался враг, откуда бьет. И вдруг на помощь бойцам подбежал парнишка лет десяти-двенадцати. Ведь в каждом городе, посёлке были дети, которые не оставались равнодушными к войне. Они всячески помогали бойцам достигать победу, несмотря на свой малый возраст.

Такие мальчишки были главарями у детей, заводилами всех дворовых драк, но одновременно, на фоне своей смелости, оказывали помощь в нужный момент. Вот и в этом случае, этот мальчишка узнал, разведал, где находится вражеская пушка. И сейчас он готов показать командиру, только чтобы он взял его с собой на танк. Бой не терпел отлагательств и его вязи на танк. Этот парнишка был очень горд за свой поступок, его переполняли эмоции, что он тоже внёс огромный вклад в победу. На фоне этого он был словно бесстрашный. Поэт пишет, что мины, пули свищут, а у мальчонки только рубашонка пузырём. Можно сказать, что благодаря поступку этого парнишки бойцы победили. Они вражескую пушку вмяли в рыхлый чернозём. Но самое главное, что этот отважный мальчик спас жизни этих танкистов, если бы не он, неизвестно как бы закончился бой.

Но в содержании стихотворения чувствуется какое-то сожаление и неудовлетворённость. О чем же сожалеет автор? А сожалеет он о том, что забыл спросить, как зовут этого мальчика. В суматохе боя командир поблагодарил парнишку, руку как товарищу пожал, а вот имя его не спросил. Поэт пишет, что узнал бы его из тысячи лиц, так хорошо образ мальчика остался в памяти. Но не может себя простить, что забыл спросить, как зовут. Об этом автор упоминает и вначале и в конце стихотворения. Видимо действительно считает себя в этом виноватым, ведь парнишка для командира спаситель его жизни.

Анализ стихотворения Рассказ танкиста по плану

Рассказ танкиста

Рассказ танкиста

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Державина Памятник 9 класс

    Тема роли и призвания поэта затрагивалась многими авторами неоднократно, но именно Г.Р. Державин был первым русским писателем, который избрал темой для произведения собственную уникальность

  • Анализ стихотворения Морская даль во мгле туманной Фета

    Стихотворение, получившее название «Морская даль во мгле туманной…» было написано в 1857 году. Его принято считать одним из наиболее подробных описаний пейзажа на море, которое появилось в девятнадцатом столетии.

  • Анализ стихотворения Край любимый! Сердцу снятся Есенина

    У Есенина количество любовной лирики вполне сопоставимо с количеством лирики пейзажной, причем эта пейзажная лирика наполнена неимоверной любовью к природе, в частности к родному краю. Характерное название по первой строчке

  • Анализ стихотворения Антоний Брюсова

    Стихотворение Брюсова Антоний впервые появилось в печати в апреле 1905 года. В данном стихотворении затрагиваются темы имеющие большое значение для Брюсова.

  • Анализ стихотворения Некрасова Признание

    В этом стихотворении автор признается в любви к своей ненаглядной. Сколько прекрасных имен, эпитетов он для нее придумывает! Она и краса младая, и царица... А герой, понятно, готов стать её рабом.