Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского

Данное произведение принято относить к стихотворениям с патриотической лирикой, одним из тех, что были написаны Твардовским. И ведь не зря – основная тема этого произведения — глубокая скорбь о погибших, та самая, что заставляет молчать даже самого сурового вида человека.

Александр Трифонович имел понятие о войне не от других – он лично прошёл сотни километров по извилистым и трудным дорогам Родины. И стихи его выражают всю суровость тех времён, всю правду, которую автор видел своими глазами. Но, несмотря на это, они всё же полны отечественного оптимизма, веры в русскую армию.

Будучи одним из лучших, стихотворение покоряет сердца не только своей технической стороной, но и смысловым содержанием. Как ни странно, оно построено в форме монолога от лица неизвестного солдата, убитого во время военных действий. Лирический герой здесь выбран особенный, несмотря на его простоту — ведь он был одним из многих, кто погиб в суровые годы войны. Его гибель мало отличается от множества других в те времена: обычный бой, коих тогда было тысячи, смерть от бомбежки, да и похоронен он был в неназванном болоте, совместно с другими безымянными солдатами. Тела павших рядовых со временем слились с родной землей, что, испокон веков, даёт начало всему, о чём говорят эти строки:

Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я — где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;

У мёртвых, что остались на войне, остались много вопросов к живым. Захватили ли их родной Ржев? Защитили Москву их собратья? Не дали соратники одержать врагу победу? И многие другие, важные сердцу вещи. Они хотят знать, что их смерть не напрасна, о чём сообщается в этих строках:

Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..

Но в то же время, они не хотят верить в то, что такое могло бы случиться. Солдаты надеются на то, что их братья отстоят своего народа и выстоят эту войну:

Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому — как?

Несмотря на весь трагизм этого монолога, под конец солдат желает тем, кто всё же смог выжить и одержать победу, всё то, на что он способен. А именно – свято хранить эту победу, быть счастливыми, но не хвастаться ею и помнить, какие жертвы стояли за всем этим:

И беречь ее свято,
Братья, счастье свое —
В память воина-брата,
Что погиб за нее.

Говоря о произведении в целом, нельзя не отметить то, что автор специально использует различные языковые стили и средства, а также повторы. Повторы же можно увидеть в нескольких контекстах, что только помогает углядеть в этом стихотворении главные слова. Те самые, что отражают цель, ради которой оно было написано. Ведь с помощью него автор пытается донести до нас то, что война – это воистину ужасная вещь.

Вариант 2

Как говорят древние священные писания, одним из способов получить лучший исход после собственной гибели, является пасть на поле бранном за праведное дело. Таким образом, воины, которые отстаивают собственную землю или какие-то высокие идеалы, автоматически как бы причисляются к святым и в этом действительно есть смысл. Даже на элементарном уровне простой обывательской морали, погибшей за какой-то идеал является праведником.

Твардовский пишет Я убит подо Ржевом по окончанию Второй мировой, он рассматривает идеал защиты родины, отпора вражеским захватчикам. Помимо этого в своем стихотворении он сравнивает святое дело и советскую власть, ставит эти феномены в один ряд. Дополнительно основным приоритетом рассматривается мотив спасения родины и подвига воинов, которые ради своего дела не различают живых и павших, но просто выполняют свою задачу ради чего-то более высокого, чем существование отдельного человека.

Рассуждения поэта в целом понятны и патриотическая риторика, которая видится сквозь весьма популярное стихотворение, тоже в какой-то степени достойна уважения. Тем более, сам Твардовский является фронтовиком и было бы не совсем этично ставить в упрек ему подобную эксплуатацию образа павшего воина. При этом, безусловно, при прочтении подобных стихотворений следует разделать тонкую грань, когда поэт говорит о растворении павшего воина в этом мире в заре, полях, реке, шоссе, траве, о, по сути, великой суровости гибели («ни известий ни сводок», «вечная память – кто завидует ей») и когда явно навязывает чувства живущих, чувствам погибших, наподобие: «и у мертвых, безгласных, есть отрада одна».

Твардовский великолепно понимал нелепость гибели на войны и деструктивность всего этого предприятия как такового, эти мысли есть в других его военных стихотворениях, которые выглядят именно как гуманистические, антивоенные. Тем не менее, одним из самых его знаменитых творений становится именно Я убит подо Ржевом, которое наряду со вполне разумными мыслями транслирует тягу к гибели, деструктивные идеи фактически самоуничтожения, которые были так весело приняты советскими детьми. Как ни печально, но счастье и гибель навряд ли, возможно ставить рядом, но такое искаженное понимание счастье равно как искаженное понимание подвига, довольно легко имеет отклик в доверчивых сердцах.

5 класс

Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом по плану

Я убит подо Ржевом

Я убит подо Ржевом

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пчелы Фета

    Стихотворение «Пчёлы» А.А. Фета написано в 1854 году, когда автору было 34 года. В то время он служил в гвардейском полку унтер-офицером.

  • Анализ стихотворения Тишина Некрасова

    Произведение Некрасова является одним из ярких примеров выражения патриотических чувств и любви к своему народу поэтическими средствами. Автор разворачивает картину родной земли, призывая читателей разделить его восхищение перед ней.

  • Анализ стихотворения Лунный свет Бальмонта

    Данное произведение было написано в 1894 году. Наверное, каждый человек знает о том, что сном является переход от бодрствования до смерти

  • Анализ стихотворения Некрасова Вчерашний день в часу в шестом

    Николай Некрасов в своих стихотворениях пытался изобразить суровую реальность, без каких-либо преувеличений, в его творчестве нет ярких эпитетов и метафор, в стихотворениях можно найти только прямой смысл

  • Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6 класс

    Стихотворение написано во время пребывания поэта в ссылке. Именно поэтому темы – свободы и изгнанничества становятся центральными в произведении. Лирический герой стихотворения близок автору