Анализ стихотворения Я знаю, никакой моей вины Твардовского

Каждого человека хотя бы раз в жизни посещало чувство вины. Поводом могут быть самые разнообразные причины. Всё зависит конкретно от самого человека, его склада характера, отношения к окружающей действительности и событий сложившейся ситуации. Если человек с чистой совестью, добрым сердцем и самокритичный по отношению к себе, то чувство вины сопровождать его в жизни будет часто.

Подобным примером может служить стихотворение Александра Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…». По объёму оно очень маленькое, но имеет глубокий смысл и повод для размышления. Содержание стихотворения отражает воспоминания автора о войне, на фоне которых поэт чувствует себя виновным. Но в чём он себя винит?

Автор видел все ужасы войны в реальности от начала до конца своими собственными глазами. Сам поэт был призван на фронт, только был он на фронте не боевым солдатом, а военным корреспондентом. Вот это и является причиной его собственной вины, которая не даёт ему покоя всё время. Поэт считает, что если бы он воевал, как все солдаты, то, возможно, он кого-то спас бы от смерти. Это значит, что его самого могли бы убить, а кто-то другой остался бы жить. Вот в этом и есть возможность спасения. Автор очень сильно переживает в душе за тех, кто не пришёл с войны. Ведь он видел, как погибали люди – кто стар, кто моложе. Все они были ни в чём не виновные, они лишь выполняли свой долг перед Родиной, но время выбрало их. Это всё прекрасно понимает герой стихотворения, об этом говорит первая строчка текста, но где-то в глубине души, где-то в подсознании у него всё равно возникает вина, которая его мучает всю жизнь. На почве сильных переживаний за тех, кто не смог больше увидеть мир, автор говорит, что он мог, но не сумел сберечь их. Его терзают сомнения, мучает совесть, правильно ли он вел себя, что на протяжении войны был не боевым солдатом, а всего лишь военным корреспондентом. Как будто бы это его уберегло от гибели? Поэт чувствует вину за то, что он сейчас живёт, а кто-то нет. Последняя строка стихотворения наталкивает нас на мысль, что поэт продолжает размышлять над этой проблемой, словно пытаясь себя самого убедить в обратном.

Если реально оценить всю ситуацию, то разве он один смог бы изменить ход военных действий, количество убитых солдат? Конечно же нет. На войне не все были боевыми солдатами, каждый выполнял свой профессиональный долг. И никто не виноват в смерти того огромного количества людей, что принесла война. Даже если бы поэт и был солдатом, то он всё равно не смог бы предотвратить тот трагический итог, который произошёл. Он один своей жизнью смог бы уберечь всего лишь только одного солдата. А кто сохранил бы жизнь всем остальным убитым? Произошедшие события принесли много горя и страданий людям, но никто не мог это предвидеть и предотвратить. И на фронте и в тылу все люди были в одинаковых условиях, каждому грозила опасность в виде смерти. Но у всех судьба разная.

Поэтому все, кто остался жить должны помнить и чтить светлую память, тем, кто не вернулся с войны. Это и будет их долг перед погибшими за возможность жить и видеть красоту окружающей мира.

Литературный анализ

Произведение является по жанровой направленности патриотической лирикой поэта и представляет собой монолога лирического героя в чувственной исповедальной форме.  

Основной темой стихотворения представляется душераздирающие размышления поэта, оставшегося в живых вовремя жестокой, кровопролитной войны и испытывающего угнетаемое чувство вины по отношению к погибшим товарищам и их семьям.

Композиционная структура стихотворения является уникальной и строится на основе одного драматического предложения, состоящего из шестистишия, подчеркивающего глубокое, философское повествовательное содержание.

Рифмованный рисунок применяется в виде парной и кольцевой рифм, при этом стихотворение отличается скромными средствами художественной выразительности в форме лексического повтора, единственной метафоры, анафоры. Кроме того, в произведении присутствует стилистический прием в форме антитезы, выражающий авторские размышления о гибели в период военных действий людей разных возрастов.

Эмоциональная атмосфера стихотворения подчеркивается многократностью повторения одной и той же фразы в виде «все же», акцентируя безысходность возникающего чувства вины и отсутствия выхода из этой ситуации.

Отличительной особенностью произведения «Я знаю, никакой моей вины…» является его финальная часть в виде полуфразы, которая остается незавершенной, недоговоренной, отражающей горькое сожаление лирического героя больного, измученного переживаниями сердца. В заключительной стихотворной полуфразе присутствует особенная выразительная сила, заставляющая ощутить безумства и очевидную жестокость развязанных войн, передающая трагическую сущность последствий войны в виде обнажающихся чувств, оставшихся в живых.

Лирический герой прекрасно понимает, что его личная вина в бессмысленных смертях тысяч невинных людей отсутствует, но при этом не может избавиться от преследующего его раскаяния о продолжении собственной жизни на этой земле.

Стихотворение представляет собой живую, незамысловатую, открытую поэзию, наполненную глубоким, острым содержанием авторского замысла, передающего сокровенные мысли и переживания о невозможности человеческого забвения ужасов войны, закольцованных и неразрывных болью сердечных ран, а также о сохранении вечной памяти о погибших фронтовиках и мирных жителях.

Анализ стихотворения Я знаю, никакой моей вины по плану

Я знаю, никакой моей вины

Я знаю, никакой моей вины

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Похороны Некрасова

    Стихотворение Похороны описывает как застрелился человек, практически неизвестный гость села, который иногда приезжал в сезон, привозил гостинцы и в целом запомнился жителям этого села с положительной стороны

  • Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого

    Изучив стихотворение «Некрасивая девочка» мне кажется, что лирическим героем в нем является неряшливая, смешная личность. Она как из анекдота. С первых же строк произведения понятно, что это очень особенная девочка, как-будто таких больше не существует

  • Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3, 5 класс

    Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение «Чародейкою зимою» в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика стихотворения как нельзя лучше подходит для именитого праздника

  • Анализ стихотворения Лунный свет Бальмонта

    Данное произведение было написано в 1894 году. Наверное, каждый человек знает о том, что сном является переход от бодрствования до смерти

  • Анализ баллады Жуковского Людмила 9 класс сочинение

    Василий Андреевич Жуковский стал родоначальником темы романтизма со своим неповторимым стилем. Баллада «Людмила» написана Жуковским на основе произведения немецкого поэта Бюргера.