Анализ стихотворения О вещая душа моя Тютчева

Проанализировав все творчество Ф.И.Тютчева, можно сказать, что он был поэтом-философом. Каждое его произведение наполнено глубоким философским смыслом и оставляет после себя неописуемое ощущение.

Лирика поэта строится в основном на любовных чувствах. Если женщина рождала в сердце любовь, возбуждение и страсть, то это сразу отражалось на бумаге в виде работ, наполненных любовной лирикой. За все время творчества поэта многие женщины вызывали у него чувства любви, но лишь одна затмила всех остальных. После пылких чувств к Елене Денисьевой русская поэзия пополнилась великими произведениями, до сих пор имеющими отклик в сердцах читателей.

Великое и глубокомысленное стихотворение Тютчева "О, вещая душа моя!" было написано в 1855 году, а опубликовано в 1857. Впервые его напечатали в издании "Русская беседа". Литературоведы относят его к философской лирике и указывают на ярко выраженную двойственность к мироощущению. Оно относится к жанру лирической медитации с элементами размышления философии. Поэт-романтик отражает в нем свое мироощущение, противопоставляя жизни души и материи.

Слова первой строфы противопоставляют душу и сердце. Сердце относится к земному, душа же к небесному, божественному. Поэт признает, что невозможно избавиться от этой двойственности и приходится тревожиться за популярность человеческого бытия. Каждая строчка излучает нарастающую тревожность, которая отражается в повторении восклицания по отношению к сердцу.

Во второй строфе можно отследить признаки романтизма, отражающиеся в проявлении мотива двоемирия. Также, как и во многих работах Тютчева, в стихотворении встречается антитеза. Автор противопоставляет два времени суток, день и ночь. Для творческих людей предпочтительней ночное время, хоть оно и отражает нечто неясное, пророческое. Но именно в это время приходят некие важные откровения. День же для поэта страстный и болезненный. Неизбежно проживание в обеих временах.

В третьей строфе автор пытается примерить два начала, земное и божественное, но у него ничего не выходит. Для сердца важнее роковые страсти. Душой же отвергается все низменное и человеческое. Она хочет вознестись в небеса. Душу автор сравнивает с Марией Магдаленой, которая ради прощения Христа готова отречься от всего земного и раскаяться в совершенных грехах.

Произведение написано с помощью четырехстопного ямба. Поэт использует эпитеты, сравнения и метафору, синтаксический параллелизм. Основной его темой является раздвоение всего сущего на Земле, скрытое течение жизни.

Стихотворение "О, вещая душа моя!" отмечено другими писателями как программное произведение в лирике писателя. На протяжении всей жизни Тютчев был увлечён душой, именно это позволило сохраниться в веках его бессмертному творчеству.

Анализ стихотворения О вещая душа моя по плану

О вещая душа моя

О вещая душа моя

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Фантазия Фета

    Невозможно представить лирику А. А. Фета без сочетания тем природы, любви и человека в их гармоничном единстве. Еще одним доказательством этому является его стихотворение «Фантазия».

  • Анализ стихотворения Гумилева Жираф

    Элегическое стихотворение «Жираф» Николая Степановича пропитано двумя чувствами, которые между собой крайне схожи — тоска по дальним «сказочным» странам и женская печаль

  • Анализ стихотворения Баратынского Водопад 6 класс

    Данное стихотворение написано на тему природы. В частности оно повествует о юноше, стоящем на краю обрыва (в его образе можно угадать самого Боратынского, который на момент написания стихотворения был очень молод).

  • Анализ стихотворения Пушкина Признание

    «Признание» Александра Пушкина - одно из стихотворений, относящихся к жанру интимной лирики. Оно написано в 1826 году и посвящено Александре Осиповой – соседке поэта по поместью в Михайловском.

  • Анализ стихотворения Будем как солнце Бальмонта

    В данном стихотворении поэт-символист выразил свое отношение к жизни, ее целям. Стихотворение состоит из призывов поэта к читателям и самому себе. Оно пронизано настроение бунта против покоя и жаждой движения.