Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

История создания

Автор был осужден за пропаганду, еле избежав смертной казни. После выхода из тюрьмы, Заболоцкий в основном писал только художественные переводы, он боялся, что его слова вновь будут использованы против него, из-за этого творческий период пошел на спад. Только после ослабления идеологической цензуры в литературе, при наступлении «хрущевской оттепели», писатель вновь смог показать свое творчество во всей красе.  Одним из самых известных стихотворений позднего периода как раз и является «О красоте человеческих лиц», написанное в 1995 году. Выпустили в журнале «Новый мир» 1956 г.

Жанр произведения

Стихотворение относится к лирическому роду литературы. Написано в жанре дума. Произведения такого формата появились благодаря странствующим певцам, которые придумали излагать свои мысли кратко и контрастно. В отличие от баллады, которая является родоначальником думы. Подразумевает философские, нравственный и социальные размышления, помогая раскрывать всесторонние, глубокие мысли поэта.

Основная тема

Сложный период оказал огромное влияние на жизнь и творчество писателя, он практически никому не верил, подозревал своих друзей, жену в притворстве, доверие к людям сильно подкосилось. Частые размышления привели к написанию особого, чувственного стихотворения. Что же является приоритетом, красота внутренняя или душевная? Можно ли по выражению лица узнать о чем думает, что пережил человек? Это главные вопросы, которые писатель анализирует в произведении.

Композиция

Является одночастной композицией. Она начинается с ассоциации лиц со строениями, перерастая в вывод – за чем-то, что нам кажется не таким великолепном снаружи, скрывается поистине настоящее, живое, радостное. Со спокойного, разочарованного начала, эмоция плавно перетекает в яркий, насыщенный конец, используя контраст и принцип нарастающей эмоции. Каждому «зданию» посвящено по 2 строки, в начале автор пытается разглядеть лица «подобные пышным порталам», в которых не видит что-то хорошее, только в «хижинке» он рассмотрел то, от чего тепло на сердце, от того, что в мире есть радость и добро в людях. Четырехстопный амфибрахий помогает показать размеренное рассуждение.

Размер стихотворения

Написано четырехстопным амфибрахием, смежной рифмой, которые помогают показать размеренное рассуждение.

Выразительные средства

В основном стихотворение содержит метафоры, которые передают главную мысль автора, но также оно богато и другими выразительными средствами:

  1. Сравнения – «другие - как башни», «словно темница», «лица - подобья ликующих песен».
  2. Метафоры – «мертвые лица закрыты решетками», «струится дыхание весеннего дня».
  3. Анафора – «есть лица».
  4. Эпитеты – «ликующих песен», «жалких лачуг», «сияющих нот», «мертвых лиц».

Главная мысль

Основная мысль заключается в том, что выражения лица могут раскрывать эмоции, внутренний мир человека, в котором заключается истинная красота, несравнимая с внешней оболочкой. Также показано то, что остались хорошие, добрые, справедливые люди, просто их сложнее найти. «Внутреннее» отражается снаружи.

Вариант 2

Автор в своем стихотворении перечисляет типы лиц человека с помощью сравнений, олицетворений и метафор. Стихотворение состоит из 16 строк, в нем 7 предложений. Оно говорит о способности автора размышлять философски, его наблюдательности, способности видеть то, чего не замечают окружающие. Всего автором представлено 6 типов лиц человека, 6 характеров людей.

 Первый тип лиц рассматривается автором как те, что обещают в себе некое величие. Повествователь сравнивает их с «пышными порталами», видит их загадочными и непонятными, даже великими. Но когда узнаешь таких людей ближе, то видишь, что в нем нет ничего необычного и великого, поэтому автор употребляет слово «чудится». Это говорит об обмане, который заключен в подобных типах лиц.

Второй тип лица сравнивается с «жалкими лачугами». Такие лица выглядят печальными. Люди, обладающие такими лицами, страдают от неисполненных желаний, они недовольны своей жизнью, а потому автор говорит, что в таких «лачугах» варят печень и сычуг. Под глазами таких людей темные круги, кожа их лиц желтая и вялая. Эти люди больны. Вылечить их от болезни тоски и печали очень сложно и все это отражается на лице.

Третий тип лиц принадлежит людям с жестким и суровым характером. Эти люди скрытны, они переживают все в себе, не подпуская никого близко к своему сердцу. Автор называет лица таких людей холодными и мертвыми, а их глаза - окнами, которые закрыты решетками. Души таких людей автор сравнивает с темницами.

Четвертый тип лиц автор называет недоступными, как башни. Люди с такими лицами очень высокомерны, они не видят в окружающих достойных себе, считая себя превосходящими во всем. Такие люди очень тщеславны, но когда кому-то все-таки удается узнать сущность этих людей, становится ясно, - они пусты, в них нет ничего примечательного и дорогого.

Пятый тип лица автор любит и вспоминает с теплом. Ему он посвящает больше строк, чем первым. Он сравнивает это лицо с небогатой, непримечательной хижиной. У таких людей лица могут быть не очень красивыми, на них могут быть морщинки, но их удивительные глаза блестят весенним днем. Их добрый, теплый взгляд заставляет людей чувствовать себя хорошо. Обычно у таких людей богатый внутренний мир и хорошие качества характера. За счет этих достоинств они становятся очень привлекательными.

Шестым типом лиц автор восхищается, но уже не говорит, что встречал таких людей или общался с ними. Подобные люди, - большая редкость. Их лица автор сравнивает с ликующими песнями, солнцем и музыкой, стремящейся к небесам. Эти люди обычно очень чисты и безгрешны, они живут возвышенной жизнью и вдохновляют других задумываться о чем-то возвышенном и прекрасном. Именно таких людей каждому хочется иметь в друзьях, кому-то хочется на них ровняться. Они прекрасны во всех отношениях.

Анализ стихотворения О красоте человеческих лиц по плану

О красоте человеческих лиц

О красоте человеческих лиц

Возможно вам будет интересно

По анализу О красоте человеческих лиц

О красоте человеческих лиц