Краткое содержание произведений Чарской

Многочисленные произведения русской детской писательницы Лидии Алексеевны Чуриловой, публиковавшей свои повести под псевдонимом Чарская, пользовались огромной популярностью у юных и взрослых читателей в начале 20-го века. Герои Чарской чаще всего оказывались в крайне непростых ситуациях, требовавших от них подлинного мужества, благородства, умения хранить чужую тайну, храбрости и чувства собственного достоинства.

Лидия Алексеевна родилась в январе 1875 года, ей довелось получить образование в Павловском институте для девушек дворянского происхождения. В дальнейшем в большинстве своих книг Чарская отразила именно впечатления от периода обучения, начав уже в 15-летнем возрасте вести дневник, который впоследствии трансформировался в полноценную повесть.

В связи с рождением сына Юрия Лидия решила стать актрисой и закончила училище соответствующего профиля. Однако данная профессия не приносила молодой женщине особых доходов, и Чарская вплотную занялась написанием увлекательных историй. В книгах Лидия Алексеевна делала акцент главным образом на восстановление нарушенной справедливости, на нелегкую долю ребенка, оставшегося сиротой, на чрезвычайно эмоциональное восприятие ее персонажами всего, что происходило с ними самими и вокруг них. Критики нередко отзывались о повестях Чарской крайне нелестно, в особенности в тот период, когда ее творчество после Октябрьской революции находилось под официальным запретом, утверждая, что героини Лидии Алексеевны страдают выраженной истерией.

В целом за 20 лет усиленного писательского труда Чарская создала приблизительно 80 повестей, две сотни стихотворений и около двух десятков сказок. Одной из наиболее известных историй, созданных Лидией Алексеевной, становится повесть «Записки институтки», выпущенная в 1901 году, где девочка по имени Люда Влассовская уезжает из имения матери, расположенного на территории Украины, чтобы продолжить обучение в институте. Сначала Люда чувствует себя в новой для нее среде некомфортно и постоянно тоскует по дому, однако позднее она сближается с княжной грузинского происхождения Ниной Джавахой, и дружба помогает девочке привыкнуть к окружающей обстановке. Приятельницы мечтают о том, что они и каникулы проведут вместе, но Нина лишается жизни из-за чахотки еще до наступления лета. Впоследствии писательница продолжает историю Люды, потерявшей мать и брата и начавшей после окончания института служить гувернанткой в обеспеченной семье, проживающей на Кавказе.

Девятилетняя Лена, героиня повести «Записки маленькой гимназистки», созданной в 1908 году, остается в одиночестве после ухода из жизни ее мамы. Девочка переезжает в Петербург к дяде, у которого четверо детей, и они первоначально встречают сироту с откровенным пренебрежением и насмешками. Однако благородство, искренность и доброта Лены заставляют ее родственников и одноклассников в гимназии полюбить девочку и признать прежнюю несправедливость и неправоту по отношению к ней. В этом же году была издана и повесть «Сибирочка», посвященная сироте, которой пришлось в течение некоторого времени существовать в тайге, находясь на грани гибели.

В повести «Некрасивая», написанной в 1912 году, непривлекательная внешне девочка-подросток по имени Лиза оказывается в институте, где подруги не только не желают принимать ее в свою компанию, но и без всякого стеснения издеваются над нею. Но по стечению обстоятельств Лиза совершает поистине героический поступок, спасая жизнь одной из одноклассниц, и девочки дружно и горячо просят у нее прощения. Повесть «Приютки», созданная автором в 1913 году, рассказывает о судьбах девочек из простых семей, получающих в приюте рабочую профессию, при этом они также учатся помогать друг другу и думать не только о собственных интересах, но и о благе окружающих.

Лидии Алексеевны не стало в 1937 году. В течение десятилетий ее книги не переиздавались официальным образом, однако сегодня произведения Чарской вновь доступны для чтения. Истории этого автора могут показаться чрезмерно эмоциональными и сентиментальными, но в них немало и весьма положительных моментов, поскольку герои нередко проявляют истинное добросердечие и способность пожертвовать собой ради другого человека.