Краткое содержание романов Гюстава Флобер

Французский автор Гюстав Флобер, создававший произведения в жанре реализма, справедливо считается одним из наиболее масштабных и известных писателей 19-го столетия. В максимальной степени автора прославил роман «Госпожа Бовари», невзирая на то, что многие из современников Флобера считали эту книгу противоречащей всем установленным нормам религии и морали, принятым в тогдашнем обществе.

Гюстав Флобер родился в декабре 1821 года в семье врача, проживавшего в Руане. Гюстав воспитывался совместно со старшим братом и младшей сестрой, уже в возрасте 8 лет он пробовал свои силы в литературном творчестве. В 11 лет Гюстав начал учиться в лицее, где его ближайшим другом стал будущий политик Эрнест Шевалье. Товарищи создали собственный журнал, где Флобер впервые опубликовал сочиненный им самим текст.

В 1840 году Гюстав отправился в Париж, намереваясь изучать право. Однако столица и избранная профессия не вызвали интереса у молодого человека, Флобер решил уехать в длительное путешествие. Получив наследство после кончины отца, Гюстав окончательно оставил учебу в университете и всецело посвятил себя писательской деятельности.

В мае 1856 года Флобер завершил свой роман «Госпожа Бовари». Произведение появлялось по частям в издании «Парижское обозрение», но вскоре директора журнала начали обвинять автора в неуважении к общественной нравственности из-за того, что роман показался им чрезмерно откровенным. Центральной героиней книги стала молодая женщина по имени Эмма Бовари, испытывавшая острое недовольство жизнью в целом и своим супружеским союзом, несмотря на то, что муж по-настоящему ее любил. Эмма без всякого стеснения потратила все состояние семьи на подарки для любовников и в итоге ушла из жизни добровольно, не видя никакого смысла в собственном существовании.

Натуралистичная история, написанная Флобером, вызвала не только возмущение, но и живейший интерес в тогдашнем французском обществе, позднее на основании романа «Госпожа Бовари» было создано и несколько кинофильмов. Однако следующее произведение автора «Саламбо» оказалось совершенно иным, на этот раз Флобер перенес читателей в отдаленную эпоху, события этой книги развиваются в период Ливийской войны, разгоревшейся на территории Карфагена за несколько столетий до наступления нашей эры.

В 1843 году автор начал работать над романом «Воспитание чувств», носившим автобиографический характер. Причиной для сочинения этой истории  послужило знакомство Флобера с солидной дамой Элизой Шлезингер, к которой у писателя вспыхнули сильнейшие сердечные чувства. Дебютный вариант книги был завершен в 1845 году, однако данный роман резко отличался от произведения, вышедшего в 1869 году и получившего то же название.

Основной герой «доработанного» произведения Фредерик Моро влюбляется в немолодую и состоящую в браке особу по имени Мария Арну. Из-за этого чувства Фредерик придерживается праздного и аморального образа жизни, постепенно опускаясь «на дно». По прошествии почти 30 лет он встречается с избранницей, и оба убеждаются в том, что в течение всего этого времени были неравнодушны друг к другу, после чего персонажи вновь расстаются. «Воспитание чувств» подверглось серьезной критике со стороны других авторов, но коллеги Флобера из литературной среды не могли не отметить автобиографичности этой книги.

В 1874 году писатель издал стихотворение в прозе, названное «Искушение святого Антония». В этом же году появился сборник, включивший в себя несколько повестей.

Финальным произведением Флобера стала сатирическая история «Бувар и Пекюше», посвященная приятелям, мечтающим поселиться в деревне, но в связи с ухудшением самочувствия и частыми эпилептическими приступами писатель не сумел завершить книгу. Незаконченный роман был издан в 1881 году.

В мае 1880 года Флобер распрощался с жизнью из-за очередного приступа, который вызвал кровоизлияние в мозг. Но его произведения, в первую очередь, «Госпожа Бовари», остаются актуальными и сейчас. К тому же книги этого автора стали своеобразным «прорывом» во французской и мировой литературе, оказав значительное влияние на многих писателей, творивших в более поздние периоды.