Краткое содержание Фауст Гёте

Начинается творение Гете с воспоминаний автора о первой любви, друзьях его юности, счастливом прошлом, взлетах и падениях и.т.д. Подобное посвящение наполнено невероятной чувственностью и теплом, оно неимоверно реалистично, заставляет сопереживать и проживать каждую мимолетную эмоцию. Далее следует момент спора поэта, комика и  директора театра. Они размышляют о роли тетра в обществе.

Что касаемо поэта, он убежден, что этот вид искусства дарован людям небесами.  Потому, в данном случае неприемлема спекуляция любого рода. Директор театра же в корне не согласен с подобным мнением. Он не отрицает, а наоборот поддерживает тот факт, что искусство должно оплачиваться и приносить прибыль, ведь люди зачастую посещают подобные места не для саморазвития, а для развлечения. Потому персонал, что служит для того, чтобы их развлекать, должен получать плату за свой труд.

Поскольку оба спорщика не могут достигнуть консенсуса, директор дает поэту шанс аргументировать свою точку зрения на практике. Он предлагает творцу попробовать создать шедевр, который побудит зрителей приходить в театр. Поначалу поэт в замешательстве: он не привык работать ради прибыли и по заказу, а скорее наоборот – действует по воле вдохновения, пропускает творчество через себя.

Что же касаемо комика, он также гнет свою линию, утверждая, что шутки – это ключ  к успеху. Потому, они просто обязаны быть в новой работе. Иначе шедевром она не станет и сердца миллионов людей не покорит. Спектакль без юмора – провальный спектакль.

Пролог имеет название «На небесах». В нем, по большей, части описаны разговоры Господа с архангелами. Его мнение не разделяет лишь Мефистофель.  Там, где Господь видит спокойную, умиротворенную жизнь счастливых людей, Мефистофелю представляются тяжкие мучения.

Эти два персонажа словно заключают пари о том, что даже таких как Фауст, можно склонить к порокам. И лишь после этого появляется сам главный герой. Он умен и образован, однако не понимает, зачем потратил столько времени на познание различных наук – ведь, по сути, для жизни ему хватило бы и половины тех знаний, что он имеет. Доктору становится скучна его привычная жизнь, сформировавшийся годами уклад, ему хочется новизны.

Некогда тихого и спокойного доктора начинает привлекать черная магия.  Однако надежды, возлагаемые на это, казалось бы, интересное занятие, вновь не оправданы. Фауст решает отравиться. Однако за окном происходят народные гуляния, посвященные Пасхе. Это отвлекает героя от суицида.

Примечательно, что знакомство Фауста с нечистой силой начинается с белого пуделя. Впоследствии собака превращается в Мефистофеля.  Он склоняет доктора к заключению договора с Сатаной. Правила классические: вечная молодость, силы, красота в обмен на бессмертную душу. Договор подкрепляется кровью, как и положено в подобных случаях.

Фауст начинает пользоваться полученными благами: лишает чести молодую девушку Маргариту, ведет более разгульный образ жизни. Ему очень льстит тот факт, что теперь он намного моложе, харизматичнее и увереннее в своих силах.

Вторая часть произведения начинается с того, что доктор возлегает на лугу. Поют эльфы, атмосфера тихая и приятная. Герои оказываются при императорском дворе. Мефистофель выступает кем-то  вроде шута, а Фауст – в роли чародея. Здесь Фауст в полной мере удовлетворяет свою тягу к приключениям:  он спасает прекрасную Елену, с которой у них рождается ребенок, помогает Мефистофелю защитить трон и.т.д. Но далее нас ждет возвращение к истокам: мы вновь видим Фауста немолодым, в своей старой, привычной мастерской.

Мало того, он ослеп. Но отчетливо слышит…  Слышит стук молотка, звук лопат. Злые духи роют ему могилу. Доктор начинает понимать, что был глубоко неправ. Ангелы подхватывают его покинувшую тело, душу. Отправившись в мир иной, Фауст встречает Маргариту, которая становится его проводником.

В чем же мораль данного произведения? Наверное, в том, что земные блага  - и не блага вовсе, если они приносят боль окружающим людям.  Как говорится, «на чужом несчастии счастья не построишь». Дьявольский же путь предусматривает безбедную жизнь, полную удовольствий, но в ущерб другим. Соответственно, он не может являться правильным. Человек должен добиваться всего своими силами и стараниями, честно, не унижая при этом других людей.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Фауст. Читательский дневник

Фауст