Гончаров - краткое содержание произведений

Творчество Ивана Александровича Гончарова стало своеобразным связующим звеном для русской литературы девятнадцатого столетия. Гончаров, продолжая традиции, установленные ранее Николаем Васильевичем Гоголем, в то же время сделал критический реализм основным жанром литературных произведений второй половины этого века.

Иван Александрович создал всего три романа, которые действительно оказались масштабными и значимыми для читателей и других авторов, в 1847 году им была написана «Обыкновенная история», в 1859 году публика увидела знаменитый роман «Обломов», и последнее крупное произведение Гончарова под названием «Обрыв» стало доступным для чтения в 1869 году. Персонажи всех трех историй весьма болезненно воспринимают перемены в общественной жизни России, этим героям крайне трудно приспособиться к новой реальности.

Сам писатель придерживался консервативных взглядов и негативно относился к стремлению полностью изменить окружающую его жизнь. Гончаров полагал, что для настоящего творчества необходима устойчивость и стабильность. При этом в своих произведениях Иван Александрович никогда не пытался поучать читателей и навязывать им какую-либо позицию, позволяя сделать самостоятельные выводы из того, что излагалось в его романах.

Гончаров родился в 1812 году в Симбирске в семье купцов и с ранних лет увлекался литературой. Иван Александрович прошел курс обучения первоначально в Московском коммерческом училище, а затем на словесном отделении Московского университета, где вместе с Гончаровым учились Герцен и Белинский. После завершения образования Иван Александрович в течение некоторого времени служил в канцелярии у себя на родине, однако вскоре решил переехать в Санкт-Петербург, где Гончаров сумел найти работу в Министерстве финансов.

В то же время Иван Александрович вступил в литературный кружок, действующий под руководством Николая Майкова. Вместе с его сыновьями Гончаров создал альманах, в котором и разместил свои первые произведения, такие, как «Счастливая ошибка» и «Лихая болесть».

В 1847 году к Ивану Александровичу пришла известность в связи с публикацией в журнале «Современник» его романа «Обыкновенная история». Благодаря успеху данной книги Гончаров решил создать трилогию, однако первоначально он вознамерился совершить плавание вокруг света. Впечатления от путешествия автор изложил в цикле очерков «Фрегат Паллада», выпущенном в 1854 году.

Вернувшись в российскую столицу после кругосветной экспедиции, Гончаров приступил к написанию романа «Обломов». Первый отрывок из этого произведения появился в «Современнике» еще в 1849 году, однако полностью роман был опубликован только в 1859 году.

В 1856 году Иван Александрович начал служить в качестве цензора в Министерстве народного просвещения, причем его отношения с журналом «Современник» оказались испорченными в связи с тем, что известный критик Добролюбов подверг резкой критике первоначальный отрывок романа Гончарова «Обрыв». При этом Иван Александрович заподозрил, что Иван Сергеевич Тургенев пытается воспользоваться его персонажами и идеями для собственных произведений. По соответствующему поводу состоялся суд, завершившийся компромиссом, в результате чего Тургенев все же исключил из повести «Дворянское гнездо» некоторые моменты.

В 1869 году роман «Обрыв» появился в издании «Вестник Европы». Изначально Иван Александрович планировал сделать данную книгу продолжением истории об Обломове, но затем концепция произведения была существенно изменена, и Гончаров не стал представлять центрального персонажа Райского в качестве возродившегося к жизни Обломова.

В дальнейшем, на протяжении 70-х и 80-х годов девятнадцатого века, Иван Александрович также сумел создать несколько очерков мемуарного характера и ряд критических статей, в частности, в статье «Мильон терзаний» он проанализировал комедию Грибоедова «Горе от ума». При этом сам Гончаров подчеркивал, что никто не сумел заметить, насколько тесно связаны между собой его основные произведения. Главные герои трех романов Адуев, Обломов и Райский во многом напоминали друг друга.

Популярный русский писатель ушел из жизни в сентябре 1891 года. Сегодня романы Гончарова по-прежнему остаются актуальными, поскольку поиск своего места в жизни и правильного выбора и сейчас чрезвычайно важен для каждого человека.