13-й подвиг Геракла - краткое содержание рассказа Искандера

План

1. Портрет строгого учителя математики Харлампия Диогеновича.
2. Портрет директора школы. Рассуждение о выборе между стадионом и школой.
3. Шутки математика — главное оружие.
4. Нерешенная задача и игра в футбол.
5. Приход медсестры и врача.
6. Помощь в поиске другого класса и план по освобождению от урока.
7. Прививки — спасение друзей от вызова к доске.
8. Описание соседа по парте, который держал руки на промокашке и белел от страха.
9. Вызов к доске "спасителя", который совершил 13-ый подвиг Геракла.
10. Смех над "спасителем", который не может произнести даже условия задачи и отметка в журнал.
11. Размышления о роли смеха в жизни

Пересказ

В 5-м "б" классе математику ведет новый учитель Харлампий Диогенович. Он установил строгую дисциплину, что дети даже боялись списывать и образцовую тишину, из-за которой директору казалось, что в классе нет урока, а значит все сбежали на стадион.

Математик имел чувство юмора и за опоздание не ругал, но тонко посмеивался и шутил над опоздавшим так, что хохотал весь класс. А когда все смеются против одного, то это самое сильное оружие, порождающее лень в теле ученика.

Всем мальчишкам интереснее проводить время на стадионе и играть в футбол, на который они могут сбежать почти со всех уроков, кроме, конечно, математики. Там даже списать сложно, потому что учитель все видит и понимает.

Однажды один ученик не сделал домашнее задание и очень боялся, что его спросят. Но он был не один, кто не решил задачу, поэтому перед математикой они вместе играли в футбол всей компанией неучей.

Начался урок, но в школе как раз в это время делали прививки, и к ним в класс зашли доктор с медсестрой. Оказалось, что они перепутали их класс с "а" классом и вышли. Тогда ученик, чтобы избежать злой участи, вызвался им помочь и с разрешения учителя, пошел показывать где 5-ый "а", и вышел из класса.

Себя-то он спас, но позади остались его товарищи, которые тоже не решили задачу. И тогда он пошел на подвиг. Тогда он уговорил медсестру сделать им уколы на этом уроке, соврав, что на следующем их класс уйдет в музей. Это было нелегко, поэтому он пустил в ход все свое воображение и красноречие. Тем более, что из-за того, что он сам был "малярик" и ему часто делали уколы, то прививок он не сильно боялся.

Вернувшись в класс, он увидел, что один из его друзей, Авдеенко, уже вызван к доске и находится в плачевном состоянии.

Доктор и медсестра снова вошли в класс и договорились с учителем, что будут делать уколы. Друг был спасен от плохой отметки, но ему пришлось первым пойти на прививку, что было не менее страшным.

Один из мальчиков, сосед по парте, который имел привычку держать руки на промокашке, так побелел от страха, что стали видны на его лице веснушки. Необходимо было его подбадривать.

Зачинщику пришлось сдерживаться, делать вид, что ему не больно от прививки и, по возможности, еще больше отвоевывать время у математики.

Когда сделали всем прививки, до конца урока действительно осталось немного времени.

Математик, давно понявший план, но сидевший сдержанно и спокойно, велел проветрить, чтобы избавиться от запаха воспоминаний о сорванном уроке, и вызвал к доске "спасителя". Он никогда не ругался на учеников. Он заставлял их думать. Он рассказал о Геракле, который, как герой, совершил 12 подвигов и намекнул, что подвиг, совершенный из страха не может считаться настоящим подвигом.

"Освободитель" не смог даже произнести условия задачи, за это был высмеян, получил отметку в журнал, и с тех пор стал серьезнее относиться к учебе, заменив игру в футбол на выполнение домашних заданий.

Он с благодарностью вспоминал своего учителя и его чувство юмора, научившее распознавать в человеке настоящее. Умение посмеяться над собой — одно из важных умений в жизни.

 

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Тринадцатый подвиг Геракла. Читательский дневник

Тринадцатый подвиг Геракла